Берта Моризо – французская художница, импрессионистка, родилась 14 января 1841 года в г. Бурж. Берта была третьей дочерью в состоятель- ной буржуазной семье. Ее ждало блестящее будущее – занятие языками, музыкой, живописью, балы, светские обязанности. Так и должно было случиться, но живопись превратилась для Берты в серьезную работу, цель жизни, сильно потеснив остальные обязанности.
Ее сестра Эдма тоже хорошо рисовала, но выйдя замуж, оставила это занятие. Слишком серьезные успехи сестер в живописи, беспокоили их родителей. В то время среди французской буржуазной среды, не поощрялись серьезные занятия живописью и музыкой. Ж.Б. Гишар, у которого учились сестры Моризо, счел нужным предостеречь их матушку, что профессиональные занятия живописью «в вашей среде обернутся катастрофой».
Но родители не запретили своим дочерям продолжать занятия живописью и рисунком, даже оборудовали в доме мастерскую. Но на пленэр и в Лувр сестер сопровождала их матушка. Вскоре,Эдма удачно вышла замуж и уехала в провинцию. В художественной среде Берта знакомится с Коро и Эдуардом Мане. К этому времени, она уже успела несколько раз выставить свои работы в Салоне. Мане, тогда уже был известен, благодаря своим скандальным работам «Олимпии» и «Завтраку на траве». Между Мане и Моризо, постепенно зародилась взаимная симпатия. Мастерскую художника, который не отличался безупречным поведением, Берта посещала только в сопровождении матери. Мадам Моризо, чтобы обезопасить репутацию дочери, решила принять семью Мане (художник был женат) в круг своих знакомых. Романа не случилось… лишь позже, много времени спустя Берта написала: «Это был обворожительный человек. И он мне очень нравился»
В 19 веке, серьезные занятия живописью не поощрялись, и даже если девушка научилась хорошо владеть кистью и карандашом, это еще не обещало ей широко художественного пути. Слишком часто ее могли поджидать неприличные ситуации: нельзя рисовать обнаженного человека, нельзя встречаться с другими художниками (мужчинами), нельзя в одиночестве выезжать на пленэр. Слишком огромен был натиск общественного мнения. Первые работы Моризо, выставленные в Салоне 1864 года были встречены публикой вполне доброжелательно. Два летних пейзажа подражали манере письма КамиляКоро. Сам великий художник разрешал Берте наблюдать, как он пишет свои картины. Ей очень нравились произведения К. Писарро и Э. Мане. Но она не подражала им, как ранее - Коро. Со временем у нее складывается своя манера письма, свой стиль. Берта без устали работает в своей мастерской и на пленэре. Хотя Моризо несколько робела, изображая человека, но в конце 1860-х годов, она доводит свои портреты до совершенства.
Круг тем изображений художницы не был велик – близкие люди, женщины и дети на природе, прекрасные пейзажи, театр и гостиная….
Продолжение следует… Всем добра и искусства!