Найти тему

Воропоново - аэродром времён войны и бывший аэропорт Сталинграда.

Аэродром Воропоново расположен в Советском районе Волгограда, между железнодорожной станцией им. Максима Горького и посёлком Песчанка. Он представляет из себя обширное поле, поросшее степной травой. При первом взгляде на него сложно представить, какое важное значение аэродром Воропоново имел в прошлом. С трудом представляется, что с него взлетали самолёты, совершавшие регулярные рейсы. Тем не менее, этот аэродром до сих пор действующий, а его лётное поле используется аэроклубом. Об этом напоминает щит с надписью: «Аэродром. Проезд запрещён». Это значит, что ездить там нельзя, а ходить можно.

Граница аэродрома.
Граница аэродрома.

Прогулка по этому месту мало чем отличается от хождения по степным равнинам, которых много вокруг нашего города. Это потому, что лётное поле Воропоново представляет собой грунтовую площадку, протянувшуюся с востока на запад.

Лётное поле и дренажная канава у его края.
Лётное поле и дренажная канава у его края.

Если и не так трудно представить, что с это взлётное поле использовалось боевыми самолётами во время Сталинградской битвы, то поверить, что это был не просто аэродром, а ещё и первый аэропорт Сталинграда, уже сложнее. Но это действительно так. На самом деле, место это для аэропорта было вполне подходящее. Протяжённая ровная площадка и наличие рядом крупного железнодорожной дороги — это то, что было нужно для нетребовательных к взлётно-посадочным полосам поршневым самолётам середины XX века. Поэтому и название своё аэродром получил от железнодорожной станции Воропоново.

Станция Воропоново до 1900 года называлась Крутая, была открыта в 1862 году в связи с постройкой Волго-Донской железной дороги. В 1954 году станция стала называться им. Максима Горького. До сих пор является одним из крупнейших железнодорожных узлов Волгограда.
Старинное станционное здание.
Старинное станционное здание.

Историко-географический словарь Саратовской губернии, составленный А. Н. Минхом и выпускавшийся в 1898 — 1902 гг, сообщает некоторые сведения о станции Крутая. В словаре указано, что по данным на 1894 года на станции среди построек имелись две каменные, крытые железом. Это были главные здания станции. Эти здания в полуразрушенном состоянии сохранились до наших дней.

Фундамент и стена здания.
Фундамент и стена здания.

Наличие важного железнодорожного узла определило историю этих мест. Это выразилось в том, что станция Воропоново в полной мере ощутила на себе сражения Гражданской и Второй Мировой войн. Во время Гражданской войны обеим воюющим сторонам был важен контроль за железными дорогами. Это позволяло быстро перебрасывать войска, артиллерию, подвозить боеприпасы, фураж и продовольствие. В боях за Царицын широко применялись бронепоезда.

Фасад второго здания.
Фасад второго здания.

Поэтому неслучайно, что линия фронта сражений за Царицын прошла через Воропоново. В этих местах побывало немало исторических фигур, включая Сталина. А его соратнику Ворошилову в 1918 году даже пришлось собственноручно встать за пулемёт, отбивая атаку казачьей конницы, пытавшейся лавой взять станцию.

Угол здания. Хорошо видны следы попаданий снарядов и осколков.
Угол здания. Хорошо видны следы попаданий снарядов и осколков.

К сожалению, исторические здания, в которых наверняка размещались важные штабы, сегодня находятся в ужасном состоянии.

Когда отгремели залпы орудий Гражданской войны, Воропоново продолжила свою работу, только уже при советской власти. В годы индустриализации город, тогда уже Сталинград, быстро разрастался, развивалась и авиация. Городу нужен был свой гражданский аэродром. Район станции Воропоново хорошо подходил для обустройства воздушного порта — близко от города, рядом станция. Сюда вела также укатанная автомобильная дорога.

Аэродром Воропоново на аэрофотоснимке 1942 года.
Аэродром Воропоново на аэрофотоснимке 1942 года.

Своё начало гражданский аэропорт Сталинграда берёт в 1933 году, когда был создан Сталинградский авиаотряд. Вначале лётчики отряда осуществляли почтово-пассажирские рейсы на небольшие расстояния на лёгких самолётах типа С-1 и С-2. С 1936 года в Воропоново взлетали и садились более мощные и вместительные одномоторные самолёты Сталь-3. Они выполняли рейсы по маршруту Москва-Воронеж-Сталинград-Астрахань. А в следующем, печально известном 1937 году, сюда стали прибывать огромные четырёхмоторные самолёты Г-2 — гражданская версия тяжёлого бомбардировщика ТБ-3. Они перевозили грузы по маршруту Москва-Сталинград. Вскоре открылись и новые направления — в Астрахань, Баку, Ашхабад, которые обслуживали транспортные самолёты ПС-40, ПС-84, ПС-89.

ПС-40 — скоростной самолёт, гражданская версия бомбардировщика СБ. ПС-84 — советская пассажирская версия американского транспортника «Дуглас».

Пассажирский самолет ПС-89 (ЗИГ-1):

С началом Великой Отечественной войны большинство лётчиков Сталинградского авиаотряда были призваны в боевые авиационные полки. Аэродром Воропоново тоже становится военным.

Общий вид аэродрома Воропоново.
Общий вид аэродрома Воропоново.

С начала 1942 года в Воропоново базируются истребительные авиационные полки (иап) 102-й авиадивизии Сталинградского корпусного района ПВО. Вместо почтово-пассажирских рейсов отсюда взлетают на боевые задания по воздушному прикрытию промышленных и военных объектов Сталинграда пилоты самолётов-истребителей И-15бис, И-16, Як-1, Як-7б, ЛаГГ-3.

Места стоянок самолётов обозначены насыпями капониров.
Места стоянок самолётов обозначены насыпями капониров.

В июле 1942 года, после начала Сталинградской битвы, на аэродроме Воропоново также находились фронтовые авиачасти — эскадрильи Як-1 и Як-7б из 202-й истребительной авиадивизии 8-й воздушной армии. В августе, с приближением линии фронта, станция и аэродром начали подвергаться налётам немецких бомбардировщиков.

9-го августа в результате бомбардировки на станции сгорело 15 вагонов, несколько домов, было убито 20 человек гражданского населения. В районе аэродрома сгорело 2 барака, ранено 8 человек, 1 убит.

10 августа аэродром подвергся ещё большей атаке. Примерно в районе 17:00 две группы бомбардировщиков Юнкерс Ю-88, использовав облачность, бомбили с пикирования и обстреляли территорию аэродрома. В результате налёта сгорел 1 истребитель И-16, были разбиты 2 И-16 и 1 Як-1, две автомашины. Было убито 4 человека, ранено 10 человек.

Над территорией аэродрома всё чаще возникали воздушные схватки. 14 августа в воздухе появились 4 истребителя Ме-109. На их перехват поднялись 4 истребителя И-16 из 629 иап. Но устаревшие «ишачки» уступали «мессерам», которые сбили один И-16 и ушли на свой аэродром. Лётчик - младший лейтенант В. К. Рябоконь, погиб.

Капонир вблизи.
Капонир вблизи.

Аэродром и станция Воропоново были захвачены войсками немецкой 4-й танковой армии в первых числах сентября 1942 года. С этого времени уже немцы стали использовать аэродром в своих целях. В Воропоново базировались истребители Мессершмитт Bf-109 эскадры «Удет», которые осуществляли задачи по завоеванию неба над Сталинградом и прикрытие важнейшего для противника аэроузла, в который входили также аэродромы Гумрак и Питомник. Аэродром также использовался эскадрильями пикирующих бомбардировщиков Юнкерс Ю-87 и транспортной авиацией. А станция стала одной из главных и ближайших к Сталинграду тыловых баз снабжения 6-й армии Паулюса.

Насыпь капонира.
Насыпь капонира.

После окружения советскими войсками Сталинградской группировки противника, удержание захваченных аэродромов для войск Паулюса стало вопросом жизни. Поэтому вокруг Воропоново была создана хорошо укреплённая линия обороны, насыщенная огневыми точками, минными полями, инженерными заграждениями. В январе 1943 года, в ходе начавшейся операции "Кольцо" войск Донского фронта, к посёлку Песчанка, аэродрому и станции Воропоново с тяжёлыми боями продвигались дивизии и бригады 64-й и 57-й армий.

Зимой 1943 года здесь была построена ещё одна железная дорога - Воропоново-Тундутово.
Зимой 1943 года здесь была построена ещё одна железная дорога - Воропоново-Тундутово.

Войска 64-й армии с 17 января вели тяжёлые и кровопролитные бои за посёлок Песчанка, расположенный рядом с аэродромом. А 422-я стрелковая дивизия 57-й армии также тяжело, но верно продвигалась к станции. Противник (немецкие и румынские части) буквально цеплялся за каждый холм, овраг, строение. Потерять аэродромы - означало для 6-й армии лишиться единственной ниточки снабжения. Песчанка, станция и аэродром Воропоново были освобождены в ходе тяжелейших боёв 22 января 1943 года. Войскам 64-й и 57-й армий это стоило немалой крови. Но их противник после этого буквально пал духом. Его сопротивление на последующих рубежах уже не было таким упорным.

1326-й полк 422-й стрелковой дивизии, бойцы которого первыми ворвались на станцию, получил название «Воропоновский».

Посёлок, станция и аэродром в результате боёв были почти полностью разрушены. В земле оставались мины, лежали неразорвавшиеся снаряды, всё было завалено разбитой техникой, пустыми бочками. Требовалось приложить большие усилия для восстановления инфраструктуры.

Остатки больших бетонных сооружений у восточной границы аэродрома.
Остатки больших бетонных сооружений у восточной границы аэродрома.

Первые почтово-пассажирские авиаперевозки с аэродрома Воропоново были начаты уже в середине 1943 года. Полностью работа станции была восстановлена в 1947 году, а аэродрома в 1950-м. С этого времени из Воропоново происходят регулярные авиарейсы на всех довоенных направления. Но в быстро и заново отстраивавшийся Сталинград прибывало население и стало ясно, что городу нужен более мощный аэропорт. Воропоново уже не отвечал послевоенным требованиям.

Возможно, что ошибаюсь, но эти "мегалиты" похожи на остатки диспетчерской вышки аэропорта.
Возможно, что ошибаюсь, но эти "мегалиты" похожи на остатки диспетчерской вышки аэропорта.

Поэтому в 1952 году аэропорт был перенесён на бывший военный аэродром Гумрак, в котором уже имелась бетонная взлётно-посадочная полоса. А Воропоново стал аэродромом сельскохозяйственной авиации и оставался им долгое время. Сейчас он утратил уже и это значение. Но кто знает, может быть лебединая песня его ещё не спета?

На этом всё, спасибо за внимание! Серия статей про аэродромы Сталинграда будет продолжена. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить!