Найти тему
SAIMON

Двигатель - Х? 100 цилиндров?Самые необычные двигатели мира.

Оглавление

Сегодня мы рассмотрим самые интересные, самые малоизвестные , поистине малочисленные конфигурации двигателей внутреннего сгорания – как в отношении количества цилиндров, так и их расположения.

Одноцилиндровый двигатель

Сейчас если спросить у любого человека про одноцилиндровый двигатель, он несомненно скажет что это мопед или малокубатурный мотоцикл, но не все так просто.

В то время как в 1882 г. Энрико Бернарди из Университета Падуи запатентовал одноцилиндровый бензиновый мотор объёмом 122 см³ уже к концу 1900-х был создан четырехцилиндровый двигатель и начинал массово использоваться.

Одна из самых первых моделей автомобиля с одноцилиндровым двигателем это Oldsmobile Curved Dash.

Oldsmobile Curved Dash
Oldsmobile Curved Dash

Открытый кузов, отсутствие дверей, водяное охлаждение, одноцилиндровый двигатель располагался посередине автомобиля и имел мощность 4 л. с. Карбюратор был сделан из бронзы, бензин поступал самотёком. Коробка передач была полуавтоматической, частично планетарной, с двумя ступенями переднего хода и одной заднего. Масса составляла 386 кг.

Уже после краха Уолл-стрит в 1929 г. в мире стали преобладать машины с закрытым кузовом. Bond Minicar покорил сердца многих в Британии: да, пускай он трехколесный и тесный, но имеет капот, крышу, полноценный руль, весит 88 кг, двигатель двухтактный 125-кубовый. Изначальная задумка Лоуренса Бонда была как "моторизованная тележка для супермаркета". Представьте в современном мире увидеть такое в супермаркете!

Bond Minicar
Bond Minicar

Раздвоенный двухпоршневой двигатель

Подобный мотор представляет собой механизм, в котором в двух цилиндрах параллельно работают два поршня.
Этот тип двигателей использовался в Западной Европе в довоенную пору, но после Второй мировой стал гораздо менее востребованным. Одним из немногих автомобилей с раздвоенным двигателем была
ISO ISETTA, чей 236-кубовый моторчик развивал 9 лошадиных сил, была рассчитана только на двух человек и имела очень маленький двигатель мощностью 9,5 л. с. Больше всего этот автомобиль был похож на мотоколяску и не имел задней передачи отчего и получила прозвище "Машина-Пузырь" . В послевоенные годы известная компания BMW была на грани банкротства, и поэтому решила купить права на производство этого автомобиля, после чего модернизировали двигатель и пузырь уже имел 13 лошадиных сил.

За восемь лет производства было сделано три варианта «Изетты»: двухместные под индексами 250 и 300 и четырехместный под индексом 600 (известный также как BMW 600)

Isetta (Руль двигался вместе с дверью)
Isetta (Руль двигался вместе с дверью)

W-образный двигатель

Нет это не опечатка, именно W-образный двигатель от компании Volkswagen. 8-цилиндровый устанавливался только на Passat B5+, 4-литровый W8 выдавал 275 л.с. , можно представить как два мотора V4, которые закреплены бок о бок под углом 72 градуса по отношению друг к другу. Таким образом, получается четыре ряда цилиндров, за что мотор и получил название W8. Переработанный под серийное производство 12-цилиндровый W-образный двигатель мощностью 450 л.с. оказался под капотом больших представительских седанов концерна таких как AUDI A8L. Двигатель W16 же устанавливался уже на гиперкар Bugatti Veyron с четырьмя турбинами и 8-литрами выдавал мощность 1001 л. с., но изначально Bugatti Veyron по задумке должнен был быть с W18 , но проблемы возникли на этапе коробки передач, просто она отказывалась работать должным образом.

 Passat B5+, AUDI A8L, W8 , W16
Passat B5+, AUDI A8L, W8 , W16

U-образный двигатель

Представляет собой два рядных двигателя, коленчатые валы которых механически связаны при помощи цепи или шестерней. U-образный двигатель с двумя цилиндрами в каждом блоке обозначается иногда как square four. Такие двигатели в двухтактном исполнении часто использовались на спортивных и гоночных мотоциклах в 80-х годах, например Suzuki RG500 «Gamma».

Когда Bugatti работала над преемником гоночной модели Type 35 и в 1930 г. построили прототип Bugatti Type 45 на шасси Type 35 с удлинённой колёсной базой . Вместо одного рядного 8-цилиндрового мотора машина оснащалась двумя такими блоками цилиндров. Эта уникальная конфигурация получила название U-16 и использовалась Bugatti только в авиационных двигателях времён Первой мировой войны. Каждый из двух агрегатов имел свой коленчатый вал, восемь выхлопных коллекторов, головку блока с тремя клапанами на цилиндр, карбюратор и нагнетатель Рутса. Установка под капотом сразу двух компрессорных двигателей обеспечивала мощность 250 л.с., но вместе с тем возникали проблемы с надёжностью и увеличивался вес автомобиля. Из-за этого Bugatti Type 45 так ни разу и не вышла на гоночную трассу. Единственный построенный экземпляр хранился на заводе, а затем попал в коллекцию братьев Шлюмпф.

Bugatti Type 45,U16,Suzuki RG500 «Gamma».,схема U16
Bugatti Type 45,U16,Suzuki RG500 «Gamma».,схема U16

Оппозитные двигатели

В этом интересном двигателе угол между рядами цилиндров составляет 180 градусов, а противостоящие поршни двигаются зеркально по отношению друг к другу, имеет более низкий центр тяжести, нежели двигатель, в котором цилиндры расположены вертикально или под углом; кроме того, оппозитное движение поршней позволяет им взаимно нейтрализовывать вибрации.

2-цилиндровые Нашли себе пристанище в мотоциклах от BMW и Honda, а также в советских тяжёлых мотоциклах «Урал» и «Днепр».

4-6 цилиндровые Еще с самого основания использует компания Porsche в большинстве своих спортивных и гоночных моделей, таких как Porsche 911, Porsche Boxster и другие. Также отличительной чертой автомобилей марки Subaru является использование оппозитных двигателей которые устанавливались практически во все модели Subaru c 1963 года. Большинство двигателей этой фирмы имеют оппозитную компоновку, которая обеспечивает очень высокую прочность и жёсткость блока цилиндров.

8 цилиндровые Подобные моторы чаще встречаются в авиации, но в свое время и с ними экспериментировали в Porsche – построенные в 60-е годы гоночные Porsche 907 и 908 как раз оснащались оппозитными 8-цилиндровыми двигателями, обеспечивающими высокую мощность и низкий центр тяжести. Не сказать, что задумка была неудачной, но от подобных моторов компания быстро отказалась, предпочтя им оппозитные «шестерки», но с системой наддува.

10-12-16 цилиндровые Не трудно догадаться что такие моторы были с прицелом на гонки, но в двух случаях дело не дошло дальше чертежей и прототипов. Еще в 60-х годах General Motors взяв за основу 6-цилиндровый оппозитный двигатель хотели создать 10-цилиндровый для своих седанов и пикапов, но проект быстро свернули, по неизвестным причинам, маленький факт - рядный 10 цилиндровый двигатель тоже не появился на базе автомобиля, если не считать автомобилем - морской контейнеровоз.

Почти схожая история произошла и с прототипом Porsche 917 в котором все таки был 16-цилиндровый оппозитный двигатель, но дальше пыльной полки куда его почти сразу и поместили он не выезжал, сделав выбор в пользу 12-цилиндровых двигателей по ряду технических и экономических причин и наддуву.

Оппозитный двигатель схема, Мотоцикл Урал, Porsche 917, Subaru
Оппозитный двигатель схема, Мотоцикл Урал, Porsche 917, Subaru

Н-образный 16-цилиндровый двигатель

H-образный двигатель можно рассматривать как "бутерброд" из двух оппозитных двигателей. у каждого из которых есть свои собственные коленчатые валы, которые затем соединяются с одного конца. В 60-е годы подобный двигатель рискнула построить формульная команда BRM… и результаты получились неоднозначными – мотор был мощным, но не особо надежным и сложным для ремонта. Тем не менее, Lotus 43 Джима Кларка, оснащенный таким двигателем, в 1966 году первым пересек финишную черту на Гран-При США. Это был первый и последний триумф Н16.

Также был и H4 двигатель на мотоцикле Brough Superior Golden Dream , свет увидели лишь единицы , дальнейшие планы были прерваны c началом Второй Мировой Войны и последующими за ней несколькими годами жесткой экономии.

Советский союз также не оставался в стороне и в 1971 году двигатель подобной конструкции ставился на ВАЗ 21019,но в серию не пошел, по неизвестным причинам.

Lotus 43 Джима Кларка, H4 - мотоцикла,схема H16
Lotus 43 Джима Кларка, H4 - мотоцикла,схема H16

V-образный 18 и 20-цилиндровый двигатель

Говоря о V-образных двигателях цифры в 2,5 л V6 или 4 л V8 или же 12 л V12 меркнут перед этими парнями когда они выезжают на дело.

Купил себе БелАз и не жалею, никого не жалею

Карьерные самосвалы доказывают что ваш расход по городу и трассе это семечки, БелАЗ 75600, оснащенный 78-литровым дизельным двигателем Cummins QSK78 с газотурбинным наддувом и коробкой автомат, такой "движочек" выдает 3500 л.с. при расходе в 300 литров в час. Такой агрегат и тянет БелАЗ грузоподъемностью 320 тонн, сам же самосвал весит 240 тонн.

78-литрового двигателя мало? 106 литров хватит?

Один из таких 20-цилиндровых монстров – Caterpillar 797F, в недрах которого работает двигатель Cat C175-20 мощностью 4000 л.с. Вот так выглядят 106 литров рабочего объема и 400 литров в час расхода топлива. Грузоподъемность 363 тонн ,сам же самосвал весит 300 тонн.

БелАЗ 75600,Caterpillar 797F,V18,V20
БелАЗ 75600,Caterpillar 797F,V18,V20

Х-образный двигатель

Двигатель с четырьмя рядами цилиндров, которые расположены Х-образным образом относительно коленчатого вала. То есть, цилиндры расположены с четырёх сторон и приводят в движение общий коленчатый вал. Самый пик этих двигателей были во времена Второй мировой войны. Они были разработаны для больших военных самолётов. Как правило, они имели 24 цилиндра и основывались на конструкции 12-цилиндрового V-образного двигателя. Компания Ford в 1920-х годах использовала прототип двигателя X-8, который привёл в конечном счёте к появлению линейки двигателей с боковыми клапанами.

В 1960 году компания Honda намеревалась построить X-образный двигатель с 32 цилиндрами, но изменения в регламенте и разочаровывающие результаты стендовых испытаний вынудили японцев оставить смелый эксперимент.

В России установили X-образный двигатель с 12 цилиндрами, но не на автомобиль, а на танк Т-14 "Армата"

Т-14 Армата, X12
Т-14 Армата, X12

100 Цилиндров

Говоря о таких двигателях , кончено это самодельные агрегаты например силовой подъемник с двигателем имеющий 100 цилиндров, по сути это 5 двигателей V20 полностью собранный из LEGO и полностью рабочий, технические характеристики отсутствуют.

Таких самоделок на просторе интернета можно встретить очень много,от мини двигателей V24 до настоящих 24-цилиндровых агрегатов и более сложные многоцилиндровые двигатели, но это, в основном, самодельные установки, созданные путем соединения нескольких 8- или 12-цилиндровых моторов.

-10