Идея легких плавающих танков получила развитие Советском Союзе в 1931-ом году, когда выяснилось что Англия разрабатывает танкетку-амфибию Виккерс. Создание плавающего танка было поручено заводу «Большевик», где этим вопросом занялась группа конструкторов Гинзбурга.
В качестве основы для будущего танка выбрали трактор-тягач «трёхтонник». Ходовую и компоновку сохранили. Опытный образец, готовый к весне 1933-го года назвали «Селезень», а потом танку присвоили и индекс «Т-33».
В конце марта танк был доставлен на испытательный полигон. После всех тестов и выявившихся недостатков танк решили на вооружение не принимать. И кроме того, вскоре в СССР прибыли 8 закупленных танкеток Виккерс, которые показали куда более лучшие показатели. В итоге Т-33 «Селезень» отправили на доработку в ожидании более хороших новых образцов легкой плавающей бронетехники
Конструкция
Внешне Т-33 «Селезень» был похож на английскую танкетку. Легкий плавающий танк получил противопульное бронирование толщиной в 4- мм. На оба борта для большей плавучести установили деревянные поплавки корытообразной формы.
Танк вполне хорошо держался на плаву, но дополнительных пассажиров (десант) и груз она уже выдержать не могла. В состав экипажа входили 2 танкиста, размещенные в левой части танка друг за другом.
Вооружение состояло из всего-навсего одного 7,62-мм пулемета ДТ в башне. Для наблюдения в башне были предусмотрены смотровые щели с откидными бронеколпаками.
В качестве силовой установки на танк поставили советский карбюраторный мотор «АМО-2», мощностью 63 л.с. Трансмиссия, главный фрикцион и КПП находились в лобовой части корпуса.
Ходовая состояла из 2-хкатковых тележек. Блокированную подвеска оснастили рессорами. Поддерживающих роликов вовсе не было.
Характеристики:
- Масса — 3,05 тонны
- экипаж — 2 человека
- размеры — 3,8 м (длина) * 2,1 м (ширина) * 1,84 м (высота)
- вооружение — 7,62 мм пулемет ДТ (боезапас 2520 патронов)
- прицел — оптический
- бронирование — 9 мм (лоб), 7 мм (борта, корма), 4 мм (крыша, днище)
- максимальная скорость — 42 км/ч (по шоссе), 7 км/ч (по воде, по течению), 2 км/ч (по воде, против течения)
- удельная мощность — 20,6 л/с на тонну (двигатель 63 л.с.)
- запас хода — 172 км (по шоссе)
Вот таков был первый опытный плавающий легкий танк СССР — неказистый, но свою роль выполнять мог. Вообще это достаточно большая редкость для 1930-х гг., чтобы образец нового класса техники сразу получился более менее сносным. Скоро будут статьи по другим легким плавающим танкам.