3,8K подписчиков

Почему Поль Сезанн был великим художником?

3,1K прочитали

Если бы кто-то решил снять о Сезанне скандальное телешоу-у него ничего бы не вышло. Он не крутил романов с натурщицами, не отрезал себе ушей, не убивал людей за карточный долг, а был волне заурядным и замкнутым человеком. Человеком, за которого говорило его творчество. Только вот понять его смогли уже значительно позже: расшифровать художественный язык и причислить к великим, навсегда изменившим мир живописи.

Если бы кто-то решил снять о Сезанне скандальное телешоу-у него ничего бы не вышло.

Я долго не могла подступиться к статье о Сезанне. Казалось бы, и рассказать есть о чем и что показать, но я все никак не могла зацепиться за что-то, чтобы начать. Поэтому начну сначала.

Поль Сезанн родился в 1839 году в семье предприимчивого, властного и жадного человека, сколотившего состояние на ссудах производителям шляпного фетра. Он был единственным ребенком в семье, и находился под сильным влиянием отца вплоть до самой его смерти.

Игроки в карты, 1893 год
Игроки в карты, 1893 год

Отец готовил Поля к карьере банкира, и поэтому дал ему блестящее образование сначала в гимназии, а потом и в колледже Бурбон. Поль, в свою очередь, получал награды за успехи в учебе, свободно читал на латыни и увлекался классической литературой.

Рисование было обязательным образовательным предметом, поэтому с 15 лет Поль начал посещать свободную академию рисунка, которая так и осталась единственным заведением, где он изучал живопись.

Гора Сент-Виктуар (Гора святой Виктории) 1887 год
Гора Сент-Виктуар (Гора святой Виктории) 1887 год

Сезанн боялся отца, боялся настолько, что не смог возразить когда тот отправил его учиться на юридический, не смог и когда был отправлен работать в отцовский банк. Удивительно, но ему совместно с матерью удалось уговорить отца отпустить его в Париж, чтобы заниматься живописью. Он, разумеется, посчитал это глупостью, но денег на содержание все же выделил.

В Париж в то время стекались все представители искусства. Молодые художники стремились в салон, а салон стремился сохранить классическую школу. И то и другое в итоге было обречено на провал, но боролись отчаянно.

Дом повешенного, 1873 год
Дом повешенного, 1873 год

Сезанн хотел признания и каждый отказ салона воспринимал очень болезненно. Его работы в ранние годы сложно причислить к какому-то направлению. Это были, вдохновленные французским романтизмом, грубые и неумелые картины. Ни выставить, ни продать он их не мог, что страшно его злило.

Подготовка к погребению, 1869 год
Подготовка к погребению, 1869 год

Он участвовал в салоне отверженных, выставках импрессионистов, но и там подвергался сильной критике. Его картины называли дикими. Он был дружен с Писсарро, и тот даже, в некоторой степени, повлиял на его живопись, но идей импрессионизма так и не отразились в творчестве Сезанна. Он, можно сказать, был импрессионистом наоборот: его интересовала не изменчивость и скоротечное ощущение, а устойчивость и постоянство сочетаний форм и цветов.

Вы, наверное, все ждете, когда же я уже скажу почему это его считают великим художником?

Сезанн в своем творческом поиске опередил свое время. Он ставил перед собой воистину невыполнимые задачи: найти гармонию между классическим искусством и индивидуальностью.

Он первый уходит от содержания к форме, рассматривает окружающий мир в разрезе сочетания форм, фактур, перспективы, колористических решений. Его живопись-это не копирование, не отражение действительности, а ее конструирование. Он хотел создать что-то более интеллектуальное, более устойчивое, чем ощущение и чувства, которыми были увлечены его современники-импрессионисты.

Натюрморт с гипсовым купидоном, 1895 год
Натюрморт с гипсовым купидоном, 1895 год

Сезанн использует цвет как основу формирования образов и построения форм. Его цвет-это не просто цвет, это инструмент организации пространства. Он пытался получить ощущение перспективы в картине исключительно за счет цвета. Эта техника сейчас называется живописью плоской глубины.

Он впервые использует на одной картине предметы, изображенные с разных точек обзора(что-то мы видим будто сверху, а что-то сбоку). Глаз замечает это, посмотрите внимательно.

Натюрморт с вишнями и персиками, 1887 год
Натюрморт с вишнями и персиками, 1887 год

Сезанн приводит все природные явления к 3 формам-цилиндр, сфера и конус. Что по сути определило появление и развитие такого художественного направления как кубизм и абстракционизм.

Искусствоведы любят называть его творческие поиски "беспрецедентной философией живописи", но как по мне-это ничего не объясняет. Хотя в действительности, дать этому определение довольно сложно.

Мадам Сезанн в желтом кресле, 1890 год
Мадам Сезанн в желтом кресле, 1890 год

Это искусство на кончиках пальцев. По большей части, Сезанн-это художник для художников, который открыл им новые формы выражения. Вложил в их голову мысли о новом искусстве.

Для обычного человека он часто остается непонятным и непонятым. По себе я чувствую, что еще не созрела. Десятки статей и часов прослушанных лекций научили меня видеть его новаторство, но душу он мою пока не тронул. А вашу?

Я буду рада, если вы поделитесь своими впечатлениями о творчестве Сезанна в комментариях!

Нравится Вам Сезанн? Что видите на его картинах?Что чувствуете?