В рамках своего марафона визуальных новелл я решила поиграть в то, что весьма долгое время откладывала в дальний ящик, и как следует изучить такой обширный пласт японской игровой индустрии, как ‘визуальный роман’ (конечно, данный жанр не является для меня чем-то новым или незнакомым, но по большей части мои познания ограничивались, каюсь, лишь коротенькими отомэ–играми). «Песнь Сайи» является чуть ли не эталоном среди русскоязычного сообщества отаку, чаще всего это именно та вещь (наравне с «Бесконечным летом»), с которой интересующиеся и знакомятся с удивительным миром игровых новелл и о которой непросвещенные слышат в первую очередь. Однако, у этих двух, казалось бы, совершенно отличных друг от друга историй есть одна общая черта: они – переоцененные визуальные новеллы, с которых категорически нельзя начинать. Тем не менее, не смотря на сюжетные дыры и тусклое повествование «Бесконечного лета», его, всё же, возможно стерпеть. А вот «Песнь Сайи» вытерпеть невозможно.
Мне, как любительнице хоррора во всех его проявлениях, синопсис «Песни Сайи» показался интригующим. Главный герой, студент Фуминори, пережил катастрофическую автомобильную аварию, в которой потерял родителей. Но чудо не прошло незаметно: у юноши развилось необъяснимое искажение восприятия окружающего мира, из-за которого привычные вещи теперь кажутся ему окровавленными кусками мяса, а некогда обычные люди – ужасающими и мерзкими монстрами. Существование стало невыносимым и сводило с ума, пока Фуминори не встретил Сайю – милую девочку, единственную в мире, кого он видит совершенно нормальной. Отсюда и вытекают важные вопросы: как можно дальше мириться с такой исковерканной реальностью, возможно ли вернуться к своей старой жизни и кто вообще такая эта Сайя?
Каким бы многообещающим ни казалось начало, на деле всё весьма разочаровывающе. Музыка в новелле классная и запоминающаяся (приятно погрузиться в ожидаемую нагнетающую атмосферу, которая совершенно отлична от реалий, которые на самом-то деле дарит игра), японская озвучка всех действующих персонажей, как и в любом уважающем себя японском произведении, хороша. Спрайты персонажей приятные (без особого фанатизма), сюжетные арты нарисованы (в большинстве своём) детально и аккуратно. Разработчиком/издателем игры были небезызвестные Nitroplus (чьи филиалы отвечали за выпуск таких популярных визуальных новелл, как Врата Штейна и DRAMAtical Murder, по которым уже давно есть не менее популярные аниме), а сценаристом и вовсе был сам Гэн Уробути, подаривший компоновку серий и сюжет Психопаспорту и Мадоке Магике. Казалось бы, с таким-то авторским составом и заложенной идеей «Песнь Сайи» точно оправдывает все свои восторженные отзывы. Но что-то пошло не так.
Сильной стороной визуальной новеллы считается трогательный и неоднозначный сюжет, а ключевой идеей – любовь. Однако ни того, ни другого я не заметила. Повествование было пресным, тусклым и весьма скучным, русский перевод, состоящий из бесконечного количества орфографических и грамматических ошибок, только подлил масла в огонь (на английском, к сожалению, та же ситуация). Любая философская мысль здесь высказывается очень неумело и даже смешно, описания окружающего мира и самих персонажей ограничиваются (формально) одним скудным предложением. Основные вопросы да загадки предсказуемы, и распутываются в первые же минуты игры, и в итоге всё остальное время игрок просто покорно ожидает, когда же весь этот цирк закончится. Концовок всего три, и все они легко и быстро получаемы из-за того, что новелла практически кинетическая.
Вся суть визуальной новеллы сводится к тому, как прогнивший человек в загнивающем мире встречает своего рода отраду, единственный луч надежды. Совершенно не прописанный, вечно злой и озабоченный главный герой отворачивается от заботы и искренности своих бывших друзей (потому что теперь ему противно на них смотреть) и паразитирует на маленькой девочке, которая по неведомым причинам осталась единственным человеком в мире, населенном монстрами, и о которой он даже не удосужился хоть что-нибудь узнать, а та в свою очередь обманывает его и паразитирует в ответ, пытаясь понять, что же такое любовь. И если же у Сайи можно сыскать хоть какую-то мотивацию действий (пусть и показанную через весьма извращённую и исковерканную призму), то за Фуминори попросту не хочется играть с самого начала, ведь он совершенно типичный троп «обычного японского школьника», который теперь приправлен вечными размышлениями за жизнь в ключе «какие же все вокруг плохие».
Развития отношений между ключевыми персонажами нет, обоснование возвышенных эмоций помимо ‘она единственная, кто не предстаёт предо мной в виде горы мяса’ тоже отсутствует, при ничтожной и поверхностной характеристике персонажей им просто невозможно сопереживать, а в настоящую любовь и чистые чувства нельзя поверить. Более того, единственным настоящим взаимодействием главных героев является интимная сторона их ‘отношений’. Описывается (да и показывается) это чудо по всем канонам фантазий большинства гетеросексуальных мужчин, которые свято уверены, что любой женщине всевозможные изощрения и унижения нравятся по умолчанию. Ощущения от хентая остаются неприятные и гадкие (прежде всего от того, что главная героиня выглядит как невинный ребёнок, а интимность всегда однобокая и фальшивая), что хочется поскорее промотать всё и успокоиться от увиденного, возвращаясь к задникам, сплошь состоящим из крови да внутренностей (и те поприятней будут).
На выходе получается довольно–таки сумбурная картина, у которой, казалось бы, была чёткая и понятная идея, но которую не стали полноценно развивать в угоду наличия неуместного этти (при прочтении синопсиса и вступительных страниц у меня даже и мыслей не закрадывалось о том, что хоррор-сюжет пойдёт именно в такое русло) и весьма спорной философии уровня детского сада. Неопытных игроков история может шокировать наличием окровавленных или эротических сцен, отбив желание знакомиться с миром новелл и аниме дальше, но также может приятно удивить тех, кто в своей жизни (хороших) книжек не читал вообще (что, собственно, весьма печально).
«Песнь Сайи» – это вовсе не качественное гуро с трагичным сюжетом, которое несёт в себе важнейшие размышления о любви, увлекательным повествованием и прописанными героями. Это скорее апофеоз лоликона, сексизма, нежелания грамотно продвигать сюжет и всего самого нудного и раздражающего, что только есть в бульварных романах. К сожалению, все встретившиеся мне восторженные отзывы в моём случае оказались недействительными, и на самом деле новелла оказалась совершенно проходной, излишне напыщенной и, конечно же, абсолютно безвкусной.
Увидеть и забыть. А может, вообще не смотреть?