2,2K подписчиков

Let it snow: зимние сцены на полотнах XX века

126 прочитали

В этом году зима пришла по расписанию, и Новый год, в отличие от прошлого, будет со снегом. Но мы решили — пусть его будет еще больше. И собрали полотна, на которых художники XX века изображали зиму: одни — со зловещим штормом, другие — с праздником урожая и варкой сиропа.

Эдвард Мунк, «Звездная ночь»

В 1916 году Эдвард Мунк купил имение недалеко от Осло. Там он оборудовал себе студию под открытым небом. Иногда работал прямо на морозе, и это давало ему вдохновение. Норвежец не любил мрак, а зимние пейзажи писал так, чтобы снег подсвечивал пространство вокруг. На картине «Звездная ночь» художник изобразил и самого себя — присмотритесь к тени на снегу.

Эдвард Мунк, «Звездная ночь», 1922-1924.
Эдвард Мунк, «Звездная ночь», 1922-1924.
Эдвард Мунк, «Зима в лесу», 1899.
Эдвард Мунк, «Зима в лесу», 1899.

Александр Дейнека, «Девочка у окна. Зима»

В 1931 году Александр Дейнека сделал серию рисунков для книги Николая Асеева «Кутерьма» — белой гуашью на черной бумаге. Вопросы тогда вызвало как раз колористическое решение иллюстраций.

«Книжка о зиме — и черная! Не снежная, с оттеняющими белизну черными силуэтами. Поразительно, что черным здесь изображен как раз снег».

Позднее некоторые рисунки Дейнека перевел в цвет. Например, «Девочку у окна».

Александр Дейнека, «Девочка у окна. Зима», рисунок, 1931.
Александр Дейнека, «Девочка у окна. Зима», рисунок, 1931.
Александр Дейнека, «Девочка у окна. Зима», вариант в цвете.
Александр Дейнека, «Девочка у окна. Зима», вариант в цвете.

Анна Мэри Мозес (Бабушка Мозес), «Варка кленового сиропа»

В 1940-1950-х Анна Мэри Мозес была одним из самых успешных художников Америки. При этом ей было уже за 70. Рисовать она любила с детства, но вышла замуж за фермера и посвятила себя иным занятиям. В зрелые годы увлекалась вышиванием, но вмешался артрит. И тогда Мозес вновь взялась на кисть. Бабушкой ее прозвали журналисты, а художница быстро стала медийной звездой. «Варка кленового сиропа» — один из ее самых больших пейзажей. На нем — ее же сельская община и ежегодное приготовление сиропа на фоне зимней природы.

Анна Мэри Мозес, «Варка кленового сиропа», 1943.
Анна Мэри Мозес, «Варка кленового сиропа», 1943.

Джорджия О’Кифф, «Черная дверь со снегом»

В 1945 году американская художница купила обветшалый дом в штате Нью-Мексико. В нем была массивная деревянная дверь, которая вела в патио. Здесь О’Кифф часто наблюдала, как в зависимости от времени суток менялся пейзаж вокруг. А саму дверь между 1949 и 1960 годами художница писала 22 раза. «Черную дверь со снегом» называли, пожалуй, самой сложной из картин серии. Американке удалось передать ощущение мира, который как будто застыл во времени.

Джорджия О’Кифф, «Черная дверь со снегом», 1953-1955.
Джорджия О’Кифф, «Черная дверь со снегом», 1953-1955.

Чжу Дэцюнь, «Белый лес I»

В 1984 году французский художник китайского происхождения Чжу Дэцюнь ехал на поезде из Женевы, где у него проходила выставка. В Альпах он попал в снежный шторм. Пережитый опыт Дэцюнь трансформировал в серию картин «Снежные сцены». Одна из них — «Белый лес I» — созвучна со строчкой из поэта VIII века Ли Бо:

«Земля белая, и ветер воет от холода, а снежинки падают размером с руку».
Чжу Дэцюнь, «Белый лес I», 1987.
Чжу Дэцюнь, «Белый лес I», 1987.

Сай Твомбли, «Четыре сезона: зима»

В 1993-1995-м американский абстракционист работал над циклом из четырех картин, каждая из которых описывала одно из времен года. Изображение зимы у художника передает суровую атмосферу: вокруг холод, а порывы ветра как будто врываются на полотно. Твомбли использовал белую и черную краску и лишь немного — желтой.

Сай Твомбли, «Четыре сезона: зима», 1993-1995
Сай Твомбли, «Четыре сезона: зима», 1993-1995

Питер Дойг, «Лыжная куртка»

Дойг дружил со многими представителями движения «Молодые британские художники», а Крис Офайли стал одним из его лучших друзей. При этом для себя британец, выросший на карибских островах Тринидад и Тобаго, выбрал работу в русле магического реализма. В 1994 году он увидел в газете снимок с новичками-горнолыжниками на одном из склонов в Японии. Фотография вдохновила Дойга на создание картины «Лыжная куртка». Вообще художник часто пишет снег, потому что он «навевает ностальгию и дает помечтать».

Питер Дойг, «Лыжная куртка», 1994.
Питер Дойг, «Лыжная куртка», 1994.

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.