Раз я решил разбавлять описание наших ленивых приключений полезной информацией по процессам их придумывания, то сегодня я коротко обращу ваше внимание на то, как сформулировать лейтмотив той или иной сюжетной игры.
По крайней мере, как делаю это я.
На мой взгляд, важно несколько составляющих:
Основная идея – то, чем вы хотите увлечь ребёнка: бегать, рисовать, искать что-то. И с каким посылом – для чего? Что он должен из этого уяснить? Обычно всё строится на помощи ближнему, решении каких-то задачек, поиске сокровищ или устранению несправедливости. Поэтому выдавая задание, хорошо бы, если вы сами понимали, к чему вы хотите подвести вашего ребёнка или какой вывод он должен сделать (иногда можно пострадать морализаторством). Но не усложняйте.
Важно предусмотреть необычные нелинейные повороты. Или линейные, но интересные. Потому что через пару игр по одному шаблону каждое дитя сформирует стандартную модель поведения и быстро устанет. И, следовательно, потеряет желание играть дальше. Если мы рассматриваем игры для развития каких-то навыков, то потеря интереса к такой игре = потеря для нас с вами одного из инструментов ненавязчивого воспитания.
Также необходимо реагировать на поведение играющего – чтобы реакция мира, который вы придумываете, была адекватной тому, что делает ребёнок. Чтобы диалоги были не заученно-неживыми, чтобы была реакция персонажей на поведение и действия (в том числе и агресивные). Тогда будет создаваться впечатление, что это не бездумная игра, а цельный завязанный на решения вашего ребёнка сюжет. Будет формироваться и ответственность за происходящее.
Но самое важное – чтобы то, что вы придумываете ребёнку, захватывало вас самих. Никому не интересно играть со скучным овощем, который без интереса и задора формулирует задачу и делает вид, что ему интересно говорить за разных персонажей. Задор и кураж – это то, что хорошо чувствуется и передается. Любой идеей нужно жить.
Вместе с тем, я проповедую, что все наши игры не должны ещё больше высасывать из вас энергию после продолжительного рабочего дня. И этот спорный момент решается тем же самым – вы вносите в элемент игры-приключения то, что реально может быть интересно вам: какие-то переживания дневные, какие-то анекдоты жизненные, какие-то диалоги. Когда что-то задевает человека, это не утомляет его. А ребёнок учится жизненным вещам.
Спокойно сидеть на диване и вести для вашего чада приключение – не значит не интересоваться тем, как оно проходит. Отдыхать без мыслей не получится – но можно сменить их направленность.
Ну и ещё. С Новым годом!