Хотите в Арктику? Нет проблем! Туристические агентства предлагают разнообразные туры: на лыжах или на собачьих упряжках, на корабле, самолете или вертолете. Можно попасть в Арктику и бесплатно — экологические организации и местные власти регулярно организуют акции по очистке островов от мусора, оставшегося на месте военных баз и промышленных объектов.
Все это звучит достаточно буднично. Арктика сначала перестала быть терра инкогнита для ученых, военных и промышленников, а теперь и для простых обывателей. Но, чтобы добиться этого, потребовались столетия.
Национальный интерес
Еще в 1364 году новгородский воевода Александр Абакумович перешел через Полярный Урал и добрался до Обской губы. В 1525 году русский дипломат Дмитрий Герасимов составил первую карту бассейна Северного Ледовитого океана от устья Северной Двины до Оби. В 1595 году сибирские казаки березовского воеводы Никиты Траханиотова достигли реки Полуй и недалеко от ее впадения в Обь выстроили деревянный острог, который стал одним из первых русских поселений, основанных в Сибири. Впоследствии острог переименовали в Обдорскую заставу, затем — в Обдорскую крепость, вокруг которой вырос Обдорск, нынешний Салехард — единственный в мире город на полярном круге.
Новой вехой стал 1725 год, когда по указу Петра I была организована Первая Камчатская экспедиция, задачей которой было исследование Тихого и Северного Ледовитого океанов и подтверждение сведений о наличии пролива между Азией и Америкой. Руководил экспедицией Витус Беринг. Он же вместе с Алексеем Чириковым руководил Великой Северной экспедицией, в рамках которой с 1733 по 1743 год экспедиционные отряды впервые положили на карту морское побережье от Белого моря до Камчатки.
В конце XIX — начале XX века количество экспедиций значительно возросло. Известный русский флотоводец адмирал Степан Макаров в 1899 году совершил плавание к берегам Шпицбергена на ледоколе «Ермак» и провел там первые океанографические работы.
Большая роль в защите национальных интересов в Арктике принадлежит экспедициям Владимира Русанова. Его исследования стали важным этапом в борьбе России за укрепление контроля над архипелагом Новой Земли. В 1909–1911 годах экспедиции помешали захвату русской территории норвежцами, которые пытались объявить Северный остров Новой Земли территорией, никому не принадлежащей. Между тем на архипелаге были обнаружены многочисленные месторождения каменного угля, мрамора и диабаза.
Феодосий Чернышев, Георгий Брусилов, Георгий Седов, Федор Шмидт, Александр Чекановский, Иннокентий Толмачев, Александр Бунге, Эдуард Толль, Петр Кропоткин бороздили северные моря и острова, открывали новые земли и месторождения полезных ископаемых, прокладывали Северный морской путь, — в общем, делали Север частью большого мира.
Полярная гонка
Отдельная глава в истории освоения Арктики — это достижение Северного полюса. Путешественники всего мира стремились к этой точке, бились и погибали буквально за каждый градус северной широты. За XVII–XVIII века (первая официальная попытка достичь северной вершины Земли была предпринята Генри Гудзоном в 1607 году) вообще удалось продвинуться лишь с 80°23′ с. ш. до 80°48′ с. ш. (полюс находится на 90°00′).
Прорыв произошел в XIX веке. В марте 1827 года английский контр-адмирал Уильям Эдвард Пэрри отплыл из Англии на судне «Гекла» на Шпицберген, оттуда с небольшим отрядом на двух лодках, снабженных полозьями для передвижения по льду, отправился на север и 23 июля достиг 82°45′ с. ш. Это достижение продержалось почти 50 лет. В 1875 году на двух кораблях к Северному полюсу вышла британская арктическая экспедиция Джорджа Нэрса. Как и предыдущие исследователи, они высадили «десант», который не дошел до цели, но установил новый рекорд 83°20’26’’ с. ш.
В 1893 году норвежцы Фритьоф Нансен и Ялмар Йохансен решили пробиться к полюсу с помощью научного подхода и смекалки — они сконструировали специальное судно «Фрам» для дрейфа во льдах (корпус имел такую форму, что сжимающиеся льды выталкивали судно, а не ломали его). 24 июня 1893 года «Фрам» покинул порт Кристиания, 14 марта дрейфующее судно достигло 84°4′ с. ш., но дальше пробиваться вновь пришлось пешим ходом. Нансен и Йохансен рассчитывали на лыжах, в сопровождении трех собачьих упряжек, преодолеть 660 км до полюса за 50 дней. Но к 8 апреля они смогли добраться только до 86°14′ с. ш., после чего повернули назад.
Штурмовать вершину Земли начали и по воздуху. В июле 1897 года Соломон Андре с двумя компаньонами попытался долететь до Северного полюса на воздушном шаре с острова Датский на западе архипелага Шпицберген. Они пролетели около 475 км и сели на паковые льды, откуда пытались двигаться в восточном направлении, но вынуждены были повернуть обратно. Они погибли, так и не добравшись до Большой земли.
Новый рекорд установил герцог Луиджи Амедео в 1899 году. Сначала он дошел на корабле до островов (герцог выбрал Землю Франца-Иосифа), а затем на лыжах и собачьих упряжках. Часть его команды под руководством капитана Умберто Каньи 25 апреля 1900 года достигла точки 86°34′ с.ш. Это было примерно на 40 км дальше отметки Нансена. Дальше идти уже не было сил, да и продукты подошли к концу.
Экспедиции к Северному полюсу приобрели такую большую популярность, что в английском языке даже появился термин Farthest North, означавший самую северную широту, достигнутую экспедициями на их пути к Северному полюсу. Первыми стали утверждать, что достигли полюса (в 1908 и 1909 годах соответственно) американцы Фредерик Кук и Роберт Пири. Оба они шли на собачьих упряжках в сопровождении эскимосов. Но ни один из них не смог достоверно подтвердить факта достижения заветной цели. Русские исследователи, которые традиционно больше внимания уделяли изучению морей и земель в районе Северного морского пути, также отметились в гонке к полюсу. Но опыт этот оказался трагическим.
Экспедиция Георгия Седова в 1912–1914 годах, как считается, была плохо подготовлена, поэтому дважды зимовала в Арктике. 2 февраля 1914 года страдавший от цинги Седов вместе с матросами Григорием Линником и Александром Пустошным на трех собачьих упряжках вышли по льду из бухты Тихой к полюсу. Уже через неделю Седов не мог идти дальше, но приказал привязать себя к нартам, чтобы продолжить поход. 20 февраля, пройдя чуть более 100 км из более чем 2 тыс. км до полюса, Седов скончался среди льдов вблизи острова Рудольфа.
Советская Арктика
Первая Мировая война и последовавшая за ней революция в России охладили пыл полярных исследователей. Пешком дойти до полюса мало кто пытался, зато несколько человек пролетали над ним на разных летательных аппаратах. В 1926 году был совершен трансарктический перелет дирижабля «Норвегия» под командованием Руаля Амундсена по маршруту Шпицберген — Северный полюс — Аляска. Два года спустя полет дирижабля «Италия» команды генерала Умберто Нобиле окончился катастрофой. Итальянцам на помощь поспешил ледокол «Красин», а экспедицию возглавлял Рудольф Самойлович — впоследствии основатель и первый директор Института Арктики и Антарктики (ААНИИ) в Ленинграде.
Советские власти довольно скоро оценили ценность Cевера и, как только позволила экономическая ситуация, начали снаряжать арктические экспедиции. Например, 21 мая 1937 года с помощью самолета в район Северного полюса была доставлена группа из четырех человек под руководством Ивана Папанина. Они развернули дрейфующую станцию «Северный полюс-1», на которой провели девять месяцев и продрейфовали более 2 тыс. км. Их сняли со льдов в феврале 1938 годав районе Гренландии ледоколы «Таймыр» и «Мурман». В 1937 году впервые в мире советские летчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков на самолете АНТ-25 совершили беспосадочный полет по маршруту Москва — Северный полюс — Америка. Расстояние в 9130 км экипаж преодолел за 63 часа 16 минут. В 1948 году начала работать высокоширотная экспедиция «Север-2», ее участники высадились на Северный полюс с самолетов, и это первое официально признанное покорение полюса человеком.
В советские времена в Арктике осуществлялись круглогодичные научные исследования, работали станции, ходили научные суда. В 1977 году атомоход «Арктика» впервые в надводном плавании достиг географической точки Северного полюса. А вот советские подводники сделали это гораздо раньше. В 1961 году на XXII съезде КПСС объявили о том, что ракетные подводные лодки научились ходить подо льдами Арктики, а в 1962‑м предоставили доказательства: подводный атомоход «Ленинский комсомол» (АПЛ К-3) специально дважды прошел подо льдами в точке Северного полюса, всплывал, и моряки высаживались на лед.
На северных архипелагах были организованы военные базы, проводились испытания стратегических вооружений, в портах базировался флот, были размещены засекреченные оборонные предприятия. Конечно, ни о каких туристах и речи быть не могло. Первые иностранные туристы высадились на Северном полюсе в 1990 году. Их доставил туда атомоход «Россия». В последующие годы эти рейсы стали регулярно осуществлять по два-три раза за лето атомные ледоколы «Советский Союз» и «Ямал». А вот на науку в современной России долгое время денег не хватало, исследования не велись вплоть до 2003 года, а военные ушли со своих баз.
Но в последние годы ситуация изменилась, и освоение Арктики вновь стало одним из приоритетов государства. Теперь Арктика — это крайне перспективный в экономическом смысле регион. И все еще мало изученный, готовящий немало сюрпризов и испытаний.
Заинтересовала статья? Или вам интересны другие темы? Оставляйте свои комментарии - нам важно знать ваше мнение.
Какие опасности преодолевают нефтяники на платформе в открытом море
Поиск нефти на шельфе: в России появляются собственные разработки
Эпидемия на месторождении
Оригинал статьи и другие материалы читайте на сайте журнала: www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/