Русское искусство начала 18 века [Петре]
Литература эпохи Петра I.
.худ.И.Никитин. Портрет Петра I.
1. Литература при Петре I.
В первой половине 18 века в литературе появился новый образ
героя: много знающего , смелого, жаждущего познать мир. Он любит путешествовать. В делах и начинаниях ему сопутствует удача. В литературе прочно занял место такой жанр, как публицистика.
Феофан Прокопович
Феофана Прокоповича г.р 1681 -1736
Одним из ярких публицистов того времени был Феофан Прокопович. В своих произведениях — «Слово похвальное о флоте российском» и «Правда воли монаршей» — он прославлял петровские преобразования.
Иван Тихонович Посошков
г.р 1658 -17267
Одним из оригинальных сочинителей того времени считался Иван Тихонович Посошков. Он вышел из крестьян, был самоучкой, занимался торговлей. В своих сочинениях он «искал правду». Его наиболее известное произведение — «Книга о скудости и богатстве». Одни реформы Петра I он одобрял, другие критиковал (особенно введение подушной подати). Он развивал идею царя Федора Алексеевича , что богатство страны зависит от существования зажиточных и процветающих подданных. Такими, по его мнению, должны стать крестьяне и торговые люди. Крепостное право он считал большим вредом для страны. Он утверждал родившуюся в публицистике XVII в. мысль, что суд должен быть справедливым и равным для всех жителей страны: «каков земледельцу, таков и купецкому человеку, убогому и богатому».
2. Русская архитектура 18 века.
Новое в архитектуре начала XVIII было тесно связано со строительством Санкт-Петербурга. В это время чётко прослеживается переход от церковных канонов к светским, а также получил развитие родившийся в XVII в. архитектурный стиль, который называли русское барокко. Для него характерна двускатная крыша, большие окна с мелкой расстекловкой, высокое крыльцо, двуцветная, яркая окраска здания с лепными украшениями.
Строительство Санкт-Петербурга
Поскольку Пётр I хотел видеть новый город, выстроенный в европейском стиле, то архитектура Петербурга отличалась от традиционной русской. Петербург строили и русские, и иностранные архитекторы. Город строился по плану. Это было новшеством. Вдоль Невы или перпендикулярно к ней тянулись широкие прямые улицы. Здания ставились плотно друг к другу «в красную линию». Ни один дом не мог отступить или выдвинуться. На улицу смотрел парадный фасад, а хозяйственные постройки прятались во дворе. Каждый домовладелец обязан был содержать в чистоте территорию перед своим домом.
В связи с каменным строительством в Петербурге в других городах страны приостановилось или вовсе прекратилось каменное строительство. Однако в Москве возвели каменную церковь Архангела Гавриила. Это строение было известно как Меншикова башня (архитектор И. П. Зарудный). Церковь построена в барочном стиле. Её башня изобиловала яркими деталями. К сожалению, в XVIII в. она сгорела.
Типы домов в Санкт-Петербурге
Были разработаны два типа домов: для «именитых» и для «подлых». Для «именитых» предусматривались двухэтажные дома, для «подлых» — одноэтажные. Типичным домом для «именитых» были Кикины палаты в Петербурге (там располагался после казни хозяина — боярина Кикина — первый музей).
Кикины палаты ( 1714 -1720 г, когда Кикин получил в свое ведомство адмиралтейство. Имя архитектора, к сожалению, до сих пор не удалось выяснить, поэтому историки очень долго спорят на эту тему. Кикины палаты в Санкт-Петербурге, по одному из очень распространенных мнений, возводился при участии легендарного архитектора тех времен по имени Андреас Шлютер, но явных тому доказательств не найдено и по сей день.
Петропавловский собор
Как и в любом русском городе, в Петербурге был выстроен главный храм. Он назывался Петропавловский собор. Это православный храм. Но он не был похож на прежние русские храмы. Вместо купола — шпиль; у креста на куполе — фигура ангела; вместо четырёхугольника в основании храма — вытянутый прямоугольник по образцу католического храма. Собор построен в европейском стиле. Но внутри он убран как православный храм.
Петропавловский собор (архитектора Д. Трезини заняло 20 лет — с 1712 по 1732 год
Дворец Меншикова
Дворец Меншикова (архитекторы Дж. М. Фонтана и И. Г. Шедель) — трёхэтажный, каменный. Перед дворцом было прорыто специальное углубление так, чтобы ступени спускались прямо к воде и гости не приходили, а подплывали к дворцу.
Меньшиковский Дворец (Строительство дворца началось в мае 1710 года по проекту Джованни Мария Фонтаны и Готфрида Иоганна Шеделя. K 1714 году большинство строительных работ было завершено, однако отделка интерьеров велась до 1727 года
Летний сад
Пётр I очень любил свой новый город и называл его «парадиз» (рай). Много делалось для его украшения. В городе создавались регулярные сады (т. е. созданные по плану, как сады и цветники царя Алексея Михайловича в Коломенском). Главным садом был Летний сад (в нем стоял Летний дворец Петра I). Сад и дворец сохранились поныне. Аллеи сада украшались скульптурами, гротами, фонтанами и лабиринтами.
Летний сад. (парковый ансамбль, памятник садово-паркового искусства первой трети XVIII века в Центральном районе Санкт-Петербурга. Сад был заложен по повелению Петра I в 1704 году,первым строителем сада стал Иван Матвеев
Летний дворец
Летний дворец для царя возводил архитектор Доменико Трезини (ок. 1670-1734). Этот двухэтажный дом больше похож на дом для «именитых», чем на дворец царя огромной страны.
Летний дворец Петра I (является одним из первых каменных дворцов в Санкт-Петербурге. Он был возведен в 1710 – 1714 годах под руководством выдающегося зодчего Д. Трезини. Скульптурным декором и отделкой интерьеров дворца занимался немецкий скульптор и архитектор Андреас Шлютер)
Статуя Венеры
Главной примечательностью Летнего сада являлась статуя Венеры, которую привезли из Италии. Для того чтобы статую не попортили (русские не были знакомы с античными скульптурами и считали показ обнажённого тела срамом), Пётр I распорядился установить при ней постоянный караул.
3. Русская живопись 18 века..
Изобразительное искусство все более приобретало светский характер Известным художником петровского времени был Иван Никитович Никитин (ок. 1690-1742). На созданном им портрете Петра I художник изобразил императора уставшим, больным человеком. К моменту написания портрета Пётр I был тяжело болен, и ему оставалось жить четыре года.И. Н. Никитин учился в Италии. В 1720 г. по настоянию Петра он вернулся в Россию. Художник старался передать в создаваемом портрете характер изображаемого им человека. Известна его картина «Напольный гетман». На портрете изображено лицо мужественного, умного человека. Художник стремился показать его внутренний мир, чего до него редко кому удавалось в русской живописи. Его кисти принадлежит и портрет С. Г. Строганова..
4. Русская графика при Петре I
Широкое распространение получила гравюра.
Мастером гравюры в то время был А. Ф. Зубов. Во многом благодаря его творениям мы, люди XXI века, можем представить, каким был Петербург 300 лет назад.
5.Скульптура при Петре I
Известным скульптором времён Петра I являлся приехавший из Италии Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744) (его сын станет знаменитым архитектором Петербурга во второй половине XVIII в.). Растрелли-отец знал и живопись, и архитектуру. Но наиболее известен как скульптор. Он создал скульптурный портрет Петра I.
Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744)