3,3K подписчиков

Образ Снегурочки в искусстве

Эскиз Михаила Врубеля к опере "Снегурочка" - один из самых ярких зимних экспонатов рязанского художественного музея. Предлагаем поговорить о истории его появлении и интерпретации.

М. Врубель. Эскиз для костюма в опере Римского-Корсакова.
М. Врубель. Эскиз для костюма в опере Римского-Корсакова.

Образ Снегурочки привлекал многих художников. В.М.Васнецов, разрабатывая эскизы костюмов для постановки в Русской частной опере Саввы Мамонтова, впервые изобразил ее в сарафане, лаптях и с обручем. Позже на одноименной картине он одел ее в шубу, рукавицы и шапку. А. Бенуа сказал, что именно в этой картине Васнецову удалось открыть «закон древнерусской красоты».

В. Васнецов. Снегурочка.
1899
В. Васнецов. Снегурочка. 1899

Четыре раза к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцен обращался и Николай Рерих, он создал десятки эскизов и рисунков к этой постановке. В работе 1921 г. художник неожиданно сочетает славянскую мифологию и восточные влияния на нее: в работе «Лель и Снегурочка» он создал азиатский этнический тип персонажей. Образ Снегурочки запечатлели в своем творчестве и многие другие художники: К. Коровин, Б. Кустодиев, В. Перов, И. Глазунов и др.

Пьеса Островского, в первой постановке холодно принятая публикой, получила новую жизнь почти десятилетие спустя, когда послужила основой либретто оперы Н.А.Римского-Корсакова (1882). Гениальная музыка, талант и мастерство оперных артистов принесли «Снегурочке» шумный успех. Одной из лучших исполнительниц партии главной героини была признана Надежда Ивановна Забела-Врубель, удостоившаяся высочайшей оценки автора оперы. «Так спетой Снегурочки, как спела ее Надежда Ивановна, я раньше не слыхивал», - писал композитор. «Голос у нее чистый, высокий, мягкий, ни одной крикливой ноты, так и баюкает», - делилась впечатлениями О.Л.Книппер.

Поэтические строчки словно подсказаны образом Снегурочки, созданным на рубеже XIX-XX столетий Михаилом Александровичем Врубелем. Крохотная работа этого замечательного художника украшает в настоящее время экспозицию художественного музея в Рязани. Изображенная в таинственном зимнем лесу сказочная красавица, которой служат птицы и звери, вобрала в себя черты и фольклорного персонажа, и героини литературных произведений. Врубель, как и его современники, драматург А.Н.Островский и композитор Н.А.Римский-Корсаков, преобразил облик Снегурочки, придав ему черты прекрасного видения, чистого и хрупкого, как льдинка. Во многом благодаря такому поэтическому истолкованию Снегурочка немного времени спустя превратилась в один из самых любимых персонажей новогодних праздников у нас в стране.

В 1897-1904 гг Н.И.Забела выступала на сцене Московской частной русской оперы, где познакомилась с М.А.Врубелем. Владелец антрепризы меценат С.И.Мамонтов привлекал к работе над спектаклями выдающихся художников. Среди тех, кто участвовал в оформлении театральных постановок и придал им необходимую театральную законченность, был Врубель. Завораживающе волшебный облик Снегурочки, созданный им для сценического костюма жены, во многом способствовал популярности этого сказочного персонажа на рубеже столетий. Группа театральных мастеров костюма во главе с художником Юлией Ксензовой воссоздала загадочный и пленительный образ Снегурочки по мотивам эскиза М.А.Врубеля.