Строительство железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой по приказу Николая I началось в 1843 году, на год позже и по 1851 год, возводилось здание Николаевского ( Московского) вокзала, и явилось "близнецом"построенного Петербургского( Ленинградского) вокзала в Москве. На Знаменской площади ( ныне пл. Восстания) кроме рельсов для конок( трамваи на конной тяге) ничего не было. В 1907 году на смену лошадкам и старым вагончикам приходят новые трамваи, закупленные для столицы Российской империи в Англии, в количестве 190 единиц. А вообще первые электрические трамваи в России пошли на пятнадцать лет раньше, и далеко не в Москве или Питере, а тогда в ещё российском городе Киеве.
На фото мы видим те самые новые трамваи и уже построенный в центре площади в 1909 году конный памятник Александру III.
На открытии монумента в обязательном порядке присутствует империатрица Мария Фёдоровна, жена Александра III и мать Николая II, которая прожила 80 лет и умерла только в 1928 году в иммиграции в Дании. Только в 2006 году было достигнуто соглашение о переносе останков Марии Фёдоровны в Петропавловский собор Санкт-Петербурга, как и было ею завещано похоронить себя рядом с мужем.
Бронзовые статуи высотой более трёх метров стоят на постаменте, сделанные из валаамского красного гранита по проекту итальянского скульптора с русскими корнями Паоло( Павла) Трубецкого.
Здесь на снимке 30-е предвоенные годы: перед зданием вокзала стоят в рядок и скучают без работы таксисты, ведь народ то бедный и везти особо некого, также будет и после ВОВ вплоть до горбачёвской перестройки, когда рубль начнёт по-тихоньку обесцениваться, так говорю, потому что довелось самому работать таксистом в 80-е годы.
В 1937 году в самый разгар политических репрессий после двадцатилетнего пребывания памятника в самом центре Ленинграда у советской власти кончилось терпение и она решила убрать его подальше с глаз долой: сначала в Михайловский сад, затем во внутренний двор Русского музея, и только в 90-е его размещают в парадном дворе Мраморного дворца.
Ниже мы посмотрим на жутковатый снимок, ведь нельзя не упомянуть страшные военные годы: при очередном артобстреле погибают простые жители блокадного Ленинграда, которые не успели вовремя спрятаться в бомбоубежище. В городе каждый день как на передовой - и так 871 день! Военные бесцеремонно и обыденно укладывают трупы в грузовик, это часть их работы. Потом повезут на Пискарёвское кладбище в братскую могилу, где в общей сложности захороненных к концу войны будет 520 тысяч человек.
На этом снимке, видимо сделанным с крыши Московского вокзала, мы наблюдаем уже убранную площадь послевоенного города, трамвайные рельсы ещё не демонтированы и трамваи ходят по Невскому, ведь последний вагон прошёл по центральному проспекту города в 1951 году. На переднем плане справа просматривается гостиница "Октябрьская", а левее через Лиговский проспект виден забор - это строящийся павильон с шахтой станции площадь Восстания, который откроется в 1955 году.
До 1941 года на месте нынешней станции метрополитена стояла Знаменская церковь, которая была важным и значимым элементом ансамбля Знаменской площади, причём ещё и действующей до 1937 года, но война внесла свои коррективы и её разобрали досрочно.
В 1953 году к 250-летию основания города в самом центре площади будет разбит сквер, многие любители отечественного кинематографа хорошо его помнят по х/ф "Невероятные приключения итальянцев в России" или по х/ф "Сержант милиции".
На первом фото мы видим заложенный камень с надписью: " Здесь будет сооружён памятник В.И.Ленину. Заложен в день празднования 250-летия Ленинграда". Очередной и никому ненужный "шедевр" так и не построили.
Здесь кадр из упомянутого ранее х/ф "Невероятные приключения итальянцев в России". Бутафорский "Лев Толстой"из гипса на временном постаменте, как и многие другие львы снятые в фильме, сделаны по индивидуальному заказу в мастерской на Ленфильме. Также и искусственный фонтан перед Невским, дополнительные колонны в Казанском соборе и много ещё чего.
В 1985 году на месте сквера в центре площади к сороколетию победы в ВОВ будет установлен гранитный обелиск "Городу-герою Ленинграду", кстати высота его 36 метров, а вес основной части 360 тонн( с основанием 720 тонн). Больше городские власти ничего существенного не меняли, если только регулярный ремонт дорожного полотна и разметку.
А вот так выглядит сейчас площадь Восстания, маленькая экскурсия по Санкт-Петербургу на сегодня закончилась.
Всех с Новым годом, всем крепкого здоровья и финансового благополучия!