Найти тему
Сергей

Интересные и редкие фотографии прошлого. Площадь Восстания в Санкт-Петербурге за 125 лет.

 Знаменская площадь в день Высочайшего въезда. 1896 год. Фото из открытых источников.
Знаменская площадь в день Высочайшего въезда. 1896 год. Фото из открытых источников.

Строительство железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой по приказу Николая I началось в 1843 году, на год позже и по 1851 год, возводилось здание Николаевского ( Московского) вокзала, и явилось "близнецом"построенного Петербургского( Ленинградского) вокзала в Москве. На Знаменской площади ( ныне пл. Восстания) кроме рельсов для конок( трамваи на конной тяге) ничего не было. В 1907 году на смену лошадкам и старым вагончикам приходят новые трамваи, закупленные для столицы Российской империи в Англии, в количестве 190 единиц. А вообще первые электрические трамваи в России пошли на пятнадцать лет раньше, и далеко не в Москве или Питере, а тогда в ещё российском городе Киеве.

Знаменская площадь в 1910-16 годах. Фото из открытых источников.
Знаменская площадь в 1910-16 годах. Фото из открытых источников.

На фото мы видим те самые новые трамваи и уже построенный в центре площади в 1909 году конный памятник Александру III.

На открытии монумента в обязательном порядке присутствует империатрица Мария Фёдоровна, жена Александра III и мать Николая II, которая прожила 80 лет и умерла только в 1928 году в иммиграции в Дании. Только в 2006 году было достигнуто соглашение о переносе останков Марии Фёдоровны в Петропавловский собор Санкт-Петербурга, как и было ею завещано похоронить себя рядом с мужем.

Торжественное открытие и освящение в Высочайшем присутствии конного памятника Александру III.  1909 год. Фото из открытых источников.
Торжественное открытие и освящение в Высочайшем присутствии конного памятника Александру III. 1909 год. Фото из открытых источников.

Бронзовые статуи высотой более трёх метров стоят на постаменте, сделанные из валаамского красного гранита по проекту итальянского скульптора с русскими корнями Паоло( Павла) Трубецкого.

Площадь Восстания в 30-е годы. Фото из открытых источников.
Площадь Восстания в 30-е годы. Фото из открытых источников.

Здесь на снимке 30-е предвоенные годы: перед зданием вокзала стоят в рядок и скучают без работы таксисты, ведь народ то бедный и везти особо некого, также будет и после ВОВ вплоть до горбачёвской перестройки, когда рубль начнёт по-тихоньку обесцениваться, так говорю, потому что довелось самому работать таксистом в 80-е годы.

В 1937 году в самый разгар политических репрессий после двадцатилетнего пребывания памятника в самом центре Ленинграда у советской власти кончилось терпение и она решила убрать его подальше с глаз долой: сначала в Михайловский сад, затем во внутренний двор Русского музея, и только в 90-е его размещают в парадном дворе Мраморного дворца.

Конный памятник Александру III во дворе Мраморного дворца. Фото из открытых источников.
Конный памятник Александру III во дворе Мраморного дворца. Фото из открытых источников.

Ниже мы посмотрим на жутковатый снимок, ведь нельзя не упомянуть страшные военные годы: при очередном артобстреле погибают простые жители блокадного Ленинграда, которые не успели вовремя спрятаться в бомбоубежище. В городе каждый день как на передовой - и так 871 день! Военные бесцеремонно и обыденно укладывают трупы в грузовик, это часть их работы. Потом повезут на Пискарёвское кладбище в братскую могилу, где в общей сложности захороненных к концу войны будет 520 тысяч человек.

Угол Невского и Лиговского проспектов. Фото из открытых источников.
Угол Невского и Лиговского проспектов. Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

На этом снимке, видимо сделанным с крыши Московского вокзала, мы наблюдаем уже убранную площадь послевоенного города, трамвайные рельсы ещё не демонтированы и трамваи ходят по Невскому, ведь последний вагон прошёл по центральному проспекту города в 1951 году. На переднем плане справа просматривается гостиница "Октябрьская", а левее через Лиговский проспект виден забор - это строящийся павильон с шахтой станции площадь Восстания, который откроется в 1955 году.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

До 1941 года на месте нынешней станции метрополитена стояла Знаменская церковь, которая была важным и значимым элементом ансамбля Знаменской площади, причём ещё и действующей до 1937 года, но война внесла свои коррективы и её разобрали досрочно.

В 1953 году к 250-летию основания города в самом центре площади будет разбит сквер, многие любители отечественного кинематографа хорошо его помнят по х/ф "Невероятные приключения итальянцев в России" или по х/ф "Сержант милиции".

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

На первом фото мы видим заложенный камень с надписью: " Здесь будет сооружён памятник В.И.Ленину. Заложен в день празднования 250-летия Ленинграда". Очередной и никому ненужный "шедевр" так и не построили.

 Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Здесь кадр из упомянутого ранее х/ф "Невероятные приключения итальянцев в России". Бутафорский "Лев Толстой"из гипса на временном постаменте, как и многие другие львы снятые в фильме, сделаны по индивидуальному заказу в мастерской на Ленфильме. Также и искусственный фонтан перед Невским, дополнительные колонны в Казанском соборе и много ещё чего.

В 1985 году на месте сквера в центре площади к сороколетию победы в ВОВ будет установлен гранитный обелиск "Городу-герою Ленинграду", кстати высота его 36 метров, а вес основной части 360 тонн( с основанием 720 тонн). Больше городские власти ничего существенного не меняли, если только регулярный ремонт дорожного полотна и разметку.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

А вот так выглядит сейчас площадь Восстания, маленькая экскурсия по Санкт-Петербургу на сегодня закончилась.

Всех с Новым годом, всем крепкого здоровья и финансового благополучия!