Найти тему
2,5K подписчиков

В чем секрет успеха немецкой канистры?

17K прочитали

В своей жизни мы редко задумываемся над историей простых вещей в нашем обиходе. Вот, к примеру, обыкновенная канистра для бензина. Такие еще нередко встречаются у людей, часто выезжающих на природу или просто имеющих прожорливый автомобиль. Вроде, что с нее взять, канистра как канистра. А на деле в ее истории есть и промышленный шпионаж, и недоверие к чужим разработкам, и много чего еще. О чем сегодня я их хочу вам рассказать.

Типичная канистра. Может быть у вас такая даже есть/была
Типичная канистра. Может быть у вас такая даже есть/была

История данного типа канистры, или как ее называют американцы Jerry-can, началась в предвоенной Германии. Командование Вермахта было сильно озабочено хорошим снабжением армии всем необходимым, а главное топливом, но существовавшие в то время емкости для бензина плохо подходили для этих целей.

В своей жизни мы редко задумываемся над историей простых вещей в нашем обиходе. Вот, к примеру, обыкновенная канистра для бензина.-2

Стоит отметить, что в те годы в мире еще толком не существовало единой идеи о том, как должна выглядеть идеальная емкость для жидкостей. В каждой стране обычно имелись свои типы канистр. К примеру, в Британии таковой была канистра Флимси.

Канистра Флимси
Канистра Флимси

Ее объем составлял 4 галлона или около 15 литров. Вы можете на фото сами увидеть все ее недостатки: тонкие стенки, врезающуюся вам в пальцы ручку, приличное количество сварных швов, которые не всегда были лучшего качества. Часто такие канистры теряли до 30 процентов содержимого из-за протечек. Но самая главная проблема была в крышке. Она открывалась специальным ключом, а ключ этот имел склонность теряться. В армии США были похожие емкости, да и в самой Германии чуть ранее 1937 года была принята новая треугольная канистра на 20 литров. Она была простой, надежной, но ее форма не позволяла правильно использовать все доступное пространство при транспортировке, и она была достаточно тяжелой. Требовалось что-то новое, революционное.

В 1937 году был объявлен конкурс на создание новой 20 литровой канистры для Вермахта. В первую очередь она была предназначена для перевозки топлива. Среди многочисленных участников конкурса были инженеры из фирмы Мюллера, которая базировалась в городе Швельм на западе Германии. Возглавлял ее главный конструктор Винценц Грюндфогель. Эта команда совершила настоящую революцию в дизайне канистры и заслуженно выиграла конкурс. Так появилась знаменитая Джерри-кэн, как назвали ее американцы в честь шутливого прозвища немцев.

Ранний вариант
Ранний вариант

Окончательно же форма канистры Грюндфогеля оформилась в 1939 году. Разница с предыдущей моделью была в другой форме выдавленных желобов на боку канистры, которые выполняли функцию ребер жесткости, и немножко другой маркировке, в частности надпись "Heer" была заменена на '"WEHRMACHT". Новую конструкцию отличали простота, надежность и ряд важных и простых решений, облегчающих жизнь простому солдату.

Практически все детали канистры изготавливались с помощью штамповки. Основными деталями были две боковины сложной формы, имевшие Х-образные ребра жесткости. Главный сварной шов был удачно утоплен вглубь объема канистры, что защищало его от внешних воздействий. К верхней поверхности корпуса приваривалась сборная деталь с тремя ручками. А в передней части канистры, слева, было отверстие для приварки горловины, которая была характерной формы и имела П-образный кронштейн крышки. Крепилась она на шарнире.

Поздний вариант
Поздний вариант

Сборная деталь из трех ручек позволяла свободно передавать канистру из рук в руки в шеренге. Также такая конструкция позволяла легко переносить канистру как одному солдату, так и двум. Один солдат мог переносить емкость как за одну ручку, так и за две. Двое же несли ее каждый за крайнюю ручку. Две пустые канистры легко переносил один человек. А если боец был силен и обладал некислой такой ладонью, то он мог взять в руку сразу две канистры за соседние ручки. В задней части корпуса канистры всегда оставался воздух, чтобы скомпенсировать температурное расширение топлива внутри закрытой канистры.

Крышка на горловине легко открывалась и закрывалась. Никакого ключа было не нужно, а, чтобы ее можно было заблокировать от самопроизвольного открытия, был предусмотрен металлический штифт. Кстати, потерять его было невозможно, он был закреплен на самой крышке.

Чтобы определить содержимое канистр немцы часто наносили в полях отметки краской, например, для воды часто ставили на емкости белый крест. Однако, очевидно, что ночью ёмкости с разным содержимым можно было спутать. Потому канистры и бочки стали отмечать специальным металлическим значком, установленным на ручке. При охвате ручки рукой можно было легко большим пальцем прощупать этот значок. Знак бензин был цельным кругом и имел рельеф, для дизеля был применен пунктирный круг. Также внутри круга дополнительно стояла буква B или D, означавшая, соответственно, бензин или дизель. Если маркировки на канистре не было, то это означало одно, – емкость предназначена для воды.

Белый крест или отсутствие обозначение означало одно - в канистре вода
Белый крест или отсутствие обозначение означало одно - в канистре вода

В общем и целом, немцы создали произведение искусства в мире топливной логистики. И конечно они захотели это изобретение скрыть от мира до поры до времени. Производство емкостей началось еще в начале 1937 года в сотрудничестве с фирмой Ambi-Budd Presswerk из Берлина, которая обеспечила заводские мощности. С 1938 года канистры так же начинает выпускать фирма Nowack Bautsen и они массово поступают в немецкую армию. Однако, во всех кампаниях конца 30х годов, как аннексия Австрии, раздел Чехословакии и атака на Польшу использование таких канистр тщательно маскировалось. На технике они появились только с 1940го года.

Тем более удивительна история, произошедшая по некоторым источникам c одним американским инженером и путешественником, завершившим свою работу в Германии, Полом Плейссом и его немецким коллегой по производству незадолго до начала Второй Мировой. Достоверных данных со всеми явками и паролями мне найти не удалось, однако, кое-какая информация все же есть. После выполнения всех своих задач Пол (а по некоторым данным он работал на фирму Ambi-Budd Presswerk и консультировал их по работе с нержавеющей сталью) решил прокатиться на машине от Берлина до Калькутты, что в Индии. Неназванный немецкий коллега его поддержал, но проблема была в том, что им негде было хранить воду для поездки. И им удачно подвернулся берлинский аэропорт Темпельхоф, где у безымянного в источниках немецкого коллеги были связи. Путешественниками были на время приватизированы три секретные канистры, и они отправились в путь. Полу и его напарнику удалось без проблем пересечь границы 11 стран, и они уже были на полпути к Калькутте, когда пропажу обнаружили, и за немцем был отправлен самолет, чтобы вернуть его и канистры. Был ли он предателем или Пол Плейсс и сам знал секреты фирмы, но у американца после отлета немецкого коллеги появились чертежи этой канистры, и он продолжил путь дальше. Добравшись до Индии, он бросил машину с канистрами на сохранение и отправился в Филадельфию, где сразу предложил чертежи американским военным. Однако, как ни странно, без самой канистры чертежи их не заинтересовали, надо было притащить их из Индии. Пол побоялся лететь самостоятельно и заказал доставку машины с емкостями по морю. Она прибыла в Нью Йорк летом 1940 года, однако, Пол Плейсс даже после передачи одной из канистр, так и не смог заинтересовать военных. Они продолжали верить во Флимси и ее новые модификации. Только через пару лет американцы решили скопировать немецкую разработку добавив своего американского конструктива. Получилось так себе, хоть канистра и стала меньшей массы. Удобную крышку они заменили на большую на резьбе.

Американская версия
Американская версия

Пользоваться ей стало уже не так удобно и в конце концов они стали выпускать и более точную копию Джерри-кэн. В то же время британцев она очень заинтересовала еще в 40м году, когда Плейс был проездом в Лондоне. Он подарил англичанам одну из канистр, а они, видимо увидев в страшном сне проблемы с Флимси, ее успешно скопировали. Но наладить производство быстро они не захотели и только с 1943 года первые партии канистр стали поступать в войска. До этого британцы и американцы захватывали на африканском фронте как можно больше немецких канистр для снабжения своих войск. В СССР Джерри-кэн попали вместе с Ленд-Лизом союзников, а также из трофеев, захваченных в бою. Пол Плейс же совершил еще одно путешествие, уже по Южной Америке, в 1943 году и написал об этом записки, однако, дальше его путь в истории теряется. По крайней мере доступной информации о нем немного. Был ли он засланным казачком в немецкую фирму или действительно его немецкий коллега поспособствовал пропаже канистр, неизвестно. Но так и началось распространение дизайна немецкой канистры по всему миру.

Господа и товарищи, благодарю за прочтение, надеюсь вам понравилось! Не забудьте поставить лайк и поделиться в соцсетях.