До Нового года четыре дня, а значит самое время подвести итоги — что случилось за последние 12 месяцев в мире искусства. Вспоминаем закрытые музеи, актуализацию работ чернокожих художников, самый дорогой аукционный лот и перуанских пингвинов, оценивших картину Караваджо.
Закрытие музеев
В 2020 году один из главных американских, да и мировых музеев — Метрополитен — должен был громко отметить свое 150-летие. Но праздника не случилось. Музей был закрыт. Как и прочие культурные институции по всему миру. Это стало небывалым событием, ведь музеи работали даже в годы войны. В Эрмитаже водили экскурсии по залам с пустыми рамами (полотна из них отправили в эвакуацию), а хранители по памяти рассказывали историю картин. Срок, в течение которого музеи не принимали посетителей (а некоторые — в том числе и московские — закрыты и сейчас) исчислялся месяцами. Культурные институции понесли серьезные убытки. Марина Лошак называла сумму в 2 млн рублей — столько закрытый Пушкинский музей теряет в день. А директор Уффици Айке Шмидт в интервью Apollo весной отмечал, что галерея уже лишилась €10 млн дохода. Все это скажется и на проектах 2021 года, от некоторых из которых теперь придется отказаться. Кроме этого, музеям пришлось расставаться и с сотрудниками. Опрос Американского альянса музеев показал, что с начала пандемии 53% музеев США были вынуждены уволить или отправить в неоплачиваемый отпуск своих работников.
Переносы ярмарок и выставок
Выставку «Рафаэль. 1520-1483» в римской Скудерие дель Квиринале, посвященную 500-летней годовщине смерти художника, готовили три года. А открылась она весной лишь на три дня (правда потом — повторно, и проработала до конца лета). В 2020-м ритм культурной жизни сильно нарушился, а выставки и ярмарки отменялись и переносились одна за одной. Из-за пандемии даже съехал график Венецианских биеннале. Архитектурная часть, которая должна была пройти в этом году, перенеслась на 2021-й, а смотр современного искусства — на 2022-й. Сильно пострадали и арт-ярмарки: Art Basel отменил все из запланированных на 2020 год. И, если верить отчету Art Basel и UBS о влиянии COVID-19 на галерейный бизнес, ему вряд ли удастся восстановиться в 2021-м.
Рост аукционных онлайн-продаж
Главные аукционные дома — Christie’s и Sotheby’s — подвели итоги 2020 года. Суммарный объем продаж у обоих упал, зато по сравнению в 2019-м вырос объем продаж на онлайн-торгах. У Christie’s — сразу на 262%. Аукционы преимущественно проходили онлайн. Так, за торгами Christie’s 10 июля в прямом эфире наблюдало более 80 тыс. человек.
Художники в изоляции
Вместе со всем миром художники весной 2020 года оказались на карантине и самоизоляции. Многие из них работали. Британец Дэвид Хокни провел карантин в своем доме в Нормандии. Весной он создал несколько новых работ, которые отправил по электронной почте в музей современного искусства «Луизиана» в Дании и директору Лондонской национальной галереи Николасу Каллинану.
Нан Голдин фотографировала прямо у себя дома в Бруклине, а средства от продажи 150 экземпляров снимка обещала передать организации Urban Survivors Union, которая оказывает помощь наркозависимым.
Что касается Дэмьена Херста он продолжал посещать свою мастерскую, куда добирался на машине и неизменно в маске и перчатках. Художник признавался, что сначала хотел скорее переболеть коронавирусом, «чтобы уже не переживать», но «потом решил, что такой вариант ему не нравится». «Многие боятся, что в темные времена искусство никому не нужно, но, может быть, будет как раз наоборот», – отмечал он.
Black Lives Matter
Впервые в истории рейтинг Power 100 журнала Art Review возглавил не человек, а движение. Речь о Black Lives Matter. Оно затронуло и сферу искусства. Например, дало толчок к сносу памятников в США и Европе в попытке восстановить историческую справедливость, а еще сделало творчество темнокожих художников еще более заметным. А их работы на волне движения приобрели особое значение. В 2020 году сразу ряд изданий выходил с обложками, сделанными темнокожими авторами. Так, в сентябре Эми Шеральд изобразила для Vanity Fair Бреонну Тайлер — сотрудницу «неотложки», которая погибла в марте в ходе перестрелки между тремя полицейскими и ее бойфрендом (он посчитал, что в дом проникли воры и выстрелил). А работа Тайтуса Кафара (его Artsy внес в список 20 самых значимых художников 2020 года) попала на обложку журнала Time. Афроамериканка, держащая в руках ребенка, от которого остался только белый силуэт, олицетворяла страдающее черное население Америки.
Самая дорогая картина года
В 2020 году дороже других был продан «Триптих, вдохновленный «Орестеей» Эсхила» Фрэнсиса Бэкона. На июньских торгах Sotheby’s (первых крупных после введения карантина) полотно ушло с молотка за $84,6 млн. Проданный триптих — одна из 28 подобных работ большого формата, созданных Бэконом в период между 1962 и 1991 годами. Он принадлежал коллекционеру Гансу Расмусу Аструпу. Новый хозяин нашелся всего за десять минут, торговались двое покупателей: из Китая (онлайн) и из Нью-Йорка (по телефону). Работа досталась второму, пожелавшему остаться неизвестным.
Арт-скандал года
В октябре стало известно, что главный куратор Музея Гуггенхайма Нэнси Спектор все же покинет свой пост после 34 лет работы. Ее уходу предшествовало 3-месячное расследование по обвинению в институциональном расизме. Их в адрес Спектор выдвинула Шедрия Лабувье, курировавшая экспозицию 2019 года Жана-Мишеля Баскии. «Они не были готовы дать афроамериканке встать во главе такой выставки», — отмечала она. Лабувье тогда поддержал персонал музея. В опубликованном открытом письме говорилось, что в музее «несправедливая рабочая среда, которая способствует расизму, превосходству белых и другим дискриминационным практикам». Впрочем, доказано это не было, но Спектор ушла. А Гуггенхайм нанял на работу первого в истории музея куратора африканского происхождения — исследовательницу искусства Эшли Джеймс.
Концерт для растений и пингвины в пустом музее
2020 год запомнится и тем, как природа проникала в культурные институции. Первыми были перуанские пингвины. Весной они посетили Музей Нельсона-Аткинса в Канзас-Сити. Пингвины прошли по залам культурной институции и посмотрели работы.
Причем сотрудники музея позднее отмечали, что дольше всего птицы задержались у картины Караваджо, которая понравилась им больше, чем полотно с нимфеями Клода Моне. А оперный театр «Лисео» в Барселоне дал в июне первое представление после карантина. Его зрителями стали 2292 комнатных растения, которые заняли места в зале. Струнный квартет сыграл для них миниатюру «Хризантемы» Джакомо Пуччини.
Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.