2,2K подписчиков

Итоги 2020 года в мире искусства

До Нового года четыре дня, а значит самое время подвести итоги — что случилось за последние 12 месяцев в мире искусства. Вспоминаем закрытые музеи, актуализацию работ чернокожих художников, самый дорогой аукционный лот и перуанских пингвинов, оценивших картину Караваджо.

Закрытие музеев

В 2020 году один из главных американских, да и мировых музеев — Метрополитен — должен был громко отметить свое 150-летие. Но праздника не случилось. Музей был закрыт. Как и прочие культурные институции по всему миру. Это стало небывалым событием, ведь музеи работали даже в годы войны. В Эрмитаже водили экскурсии по залам с пустыми рамами (полотна из них отправили в эвакуацию), а хранители по памяти рассказывали историю картин. Срок, в течение которого музеи не принимали посетителей (а некоторые — в том числе и московские — закрыты и сейчас) исчислялся месяцами. Культурные институции понесли серьезные убытки. Марина Лошак называла сумму в 2 млн рублей — столько закрытый Пушкинский музей теряет в день. А директор Уффици Айке Шмидт в интервью Apollo весной отмечал, что галерея уже лишилась €10 млн дохода. Все это скажется и на проектах 2021 года, от некоторых из которых теперь придется отказаться. Кроме этого, музеям пришлось расставаться и с сотрудниками. Опрос Американского альянса музеев показал, что с начала пандемии 53% музеев США были вынуждены уволить или отправить в неоплачиваемый отпуск своих работников.

Закрытый для посетителей музей Метрополитен
Закрытый для посетителей музей Метрополитен

Переносы ярмарок и выставок

Выставку «Рафаэль. 1520-1483» в римской Скудерие дель Квиринале, посвященную 500-летней годовщине смерти художника, готовили три года. А открылась она весной лишь на три дня (правда потом — повторно, и проработала до конца лета). В 2020-м ритм культурной жизни сильно нарушился, а выставки и ярмарки отменялись и переносились одна за одной. Из-за пандемии даже съехал график Венецианских биеннале. Архитектурная часть, которая должна была пройти в этом году, перенеслась на 2021-й, а смотр современного искусства — на 2022-й. Сильно пострадали и арт-ярмарки: Art Basel отменил все из запланированных на 2020 год. И, если верить отчету Art Basel и UBS о влиянии COVID-19 на галерейный бизнес, ему вряд ли удастся восстановиться в 2021-м.

Павильоны, а где проходило большинство арт-ярмарок в 2020 году, так и остались пустыми.
Павильоны, а где проходило большинство арт-ярмарок в 2020 году, так и остались пустыми.

Рост аукционных онлайн-продаж

Главные аукционные дома — Christie’s и Sotheby’s — подвели итоги 2020 года. Суммарный объем продаж у обоих упал, зато по сравнению в 2019-м вырос объем продаж на онлайн-торгах. У Christie’s — сразу на 262%. Аукционы преимущественно проходили онлайн. Так, за торгами Christie’s 10 июля в прямом эфире наблюдало более 80 тыс. человек.

Рой Лихтенштейн, «Обнаженная с веселым рисунком», 1994, топ-лот 2020 года торгов Christie’s, продан за $46 млн.
Рой Лихтенштейн, «Обнаженная с веселым рисунком», 1994, топ-лот 2020 года торгов Christie’s, продан за $46 млн.

Художники в изоляции

Вместе со всем миром художники весной 2020 года оказались на карантине и самоизоляции. Многие из них работали. Британец Дэвид Хокни провел карантин в своем доме в Нормандии. Весной он создал несколько новых работ, которые отправил по электронной почте в музей современного искусства «Луизиана» в Дании и директору Лондонской национальной галереи Николасу Каллинану.

Дэвид Хокни, 2020
Дэвид Хокни, 2020

Нан Голдин фотографировала прямо у себя дома в Бруклине, а средства от продажи 150 экземпляров снимка обещала передать организации Urban Survivors Union, которая оказывает помощь наркозависимым.

Нан Голдин, 2020.
Нан Голдин, 2020.

Что касается Дэмьена Херста он продолжал посещать свою мастерскую, куда добирался на машине и неизменно в маске и перчатках. Художник признавался, что сначала хотел скорее переболеть коронавирусом, «чтобы уже не переживать», но «потом решил, что такой вариант ему не нравится». «Многие боятся, что в темные времена искусство никому не нужно, но, может быть, будет как раз наоборот», – отмечал он.

Black Lives Matter

Впервые в истории рейтинг Power 100 журнала Art Review возглавил не человек, а движение. Речь о Black Lives Matter. Оно затронуло и сферу искусства. Например, дало толчок к сносу памятников в США и Европе в попытке восстановить историческую справедливость, а еще сделало творчество темнокожих художников еще более заметным. А их работы на волне движения приобрели особое значение. В 2020 году сразу ряд изданий выходил с обложками, сделанными темнокожими авторами. Так, в сентябре Эми Шеральд изобразила для Vanity Fair Бреонну Тайлер — сотрудницу «неотложки», которая погибла в марте в ходе перестрелки между тремя полицейскими и ее бойфрендом (он посчитал, что в дом проникли воры и выстрелил). А работа Тайтуса Кафара (его Artsy внес в список 20 самых значимых художников 2020 года) попала на обложку журнала Time. Афроамериканка, держащая в руках ребенка, от которого остался только белый силуэт, олицетворяла страдающее черное население Америки.

Обложка журнала Time c работой Тайтуса Кафара, 2020.
Обложка журнала Time c работой Тайтуса Кафара, 2020.

Самая дорогая картина года

В 2020 году дороже других был продан «Триптих, вдохновленный «Орестеей» Эсхила» Фрэнсиса Бэкона. На июньских торгах Sotheby’s (первых крупных после введения карантина) полотно ушло с молотка за $84,6 млн. Проданный триптих — одна из 28 подобных работ большого формата, созданных Бэконом в период между 1962 и 1991 годами. Он принадлежал коллекционеру Гансу Расмусу Аструпу. Новый хозяин нашелся всего за десять минут, торговались двое покупателей: из Китая (онлайн) и из Нью-Йорка (по телефону). Работа досталась второму, пожелавшему остаться неизвестным.

Фрэнсис Бэкон, «Триптих, вдохновленный «Орестеей» Эсхила», 1984.
Фрэнсис Бэкон, «Триптих, вдохновленный «Орестеей» Эсхила», 1984.

Арт-скандал года

В октябре стало известно, что главный куратор Музея Гуггенхайма Нэнси Спектор все же покинет свой пост после 34 лет работы. Ее уходу предшествовало 3-месячное расследование по обвинению в институциональном расизме. Их в адрес Спектор выдвинула Шедрия Лабувье, курировавшая экспозицию 2019 года Жана-Мишеля Баскии. «Они не были готовы дать афроамериканке встать во главе такой выставки», — отмечала она. Лабувье тогда поддержал персонал музея. В опубликованном открытом письме говорилось, что в музее «несправедливая рабочая среда, которая способствует расизму, превосходству белых и другим дискриминационным практикам». Впрочем, доказано это не было, но Спектор ушла. А Гуггенхайм нанял на работу первого в истории музея куратора африканского происхождения — исследовательницу искусства Эшли Джеймс.

Нэнси Спектор
Нэнси Спектор

Концерт для растений и пингвины в пустом музее

2020 год запомнится и тем, как природа проникала в культурные институции. Первыми были перуанские пингвины. Весной они посетили Музей Нельсона-Аткинса в Канзас-Сити. Пингвины прошли по залам культурной институции и посмотрели работы.

Пингвины в Музее искусств Нельсона-Аткинса во время карантина
Пингвины в Музее искусств Нельсона-Аткинса во время карантина

Причем сотрудники музея позднее отмечали, что дольше всего птицы задержались у картины Караваджо, которая понравилась им больше, чем полотно с нимфеями Клода Моне. А оперный театр «Лисео» в Барселоне дал в июне первое представление после карантина. Его зрителями стали 2292 комнатных растения, которые заняли места в зале. Струнный квартет сыграл для них миниатюру «Хризантемы» Джакомо Пуччини.

Концерт для растений в оперном театре «Лисео»
Концерт для растений в оперном театре «Лисео»

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.