Некоторые подружки моей дочери меня настораживают. Гуляли на днях в парке с двумя одноклассницами. Вроде бы малыши еще совсем - первоклассницы. Письма Деду Морозу пишут. В сказку верят.
Но одна девочка Марина меня напрягает. Она очень легко и хамовато общается со взрослыми. А сверстников привлекает к себе легким и веселым характером. Придумывает всякие проделки. Дети стремятся к общению с ней.
Пока девочки лепили снеговика, Марина несколько раз спела им две песни про ёлочку, одна про пьяную ёлочку, а вторая вообще с матами. Ещё и пояснила, что если ты таких песенок не знаешь, значит, мал еще и глуп и в школе тебе делать нечего. Дети мигом запомнили всё. Кто ж хочет глупым показаться, да еще в глазах авторитетной Марины.
Моя дочь и слов-то таких не знает, какие в песенках встречаются. Вечером спрашивала меня, что это значит.
Стоит ли ограждать ребёнка от такой компании, или воспользоваться моментом, как воспитательным? В будущем дети все равно встретят самых разных людей. Должны уметь противостоять манипуляциям, оставаться собой и не быть втянутым в криминал. Уметь не становиться жертвой мошенников.
Когда ребенок будет старше, влияния на него будет меньше, а круг его общения будет все дальше от родителей. Воспитывать станет сложнее. Может как раз и стоит потренироваться сейчас на такой вот Марине, пока авторитет родителей еще пересиливает.
Помните один из психологических экспериментов, которой провел учитель истории Рон Джонс в 1967 году. Он на наглядном примере показал силу пропаганды.
Началось все с вопроса одного из учеников 10 класса, который удивлялся, как это рядовые немцы не замечали всех ужасов тоталитарного режима.
Эксперимент назывался "Третья волна".
Сначала Рон Джонс ввел новые правила дисциплины.
- Дети на уроке должны были сидеть смирно
- Выходить из аудитории, а затем бесшумно возвращаться.
- Активно отвечать на заданные вопросы.
Эта "Игра" подросткам понравилась. Они стали показывать большие успехи в учебе.
На второй день Джонс ввел ещё правила.
- Дети должны были скандировать: "Сила в дисциплине. Сила в общности.
- Придумал приветствие "салют Третьей волны", его ученики должны были показывать при встрече Это поднятая и изогнутая к плечу правая рука.
Дети продолжали с удовольствием участвовать в эксперименте.
На третий день к группе добровольно присоединились еще 13 учеников.
- Рон Джонс начал выдавать "членские билеты" участникам группы.
- Началась разработка символики группы - собственного флага.
- Началась пропаганда: детям поручено привлекать в группу новых участников.
- Некоторым подросткам поручили доносить о беспорядках.
А знаете кто отказался участвовать в этом эксперименте? Три самые прилежные ученицы класса. Они рассказали родителям о том, что твориться в классе.
На четвертый день.
- Рон Джонс продемонстрировал детям "силу гордости". Он рассказал об успехах их новой программы. О том, что ее переняли другие школы и что теперь о них будут писать крупные СМИ.
- Предложил выгонять за дверь девочек, которые пожаловались родителям.
На пятый день учитель прекратил эксперимент.
Он показал ученикам, как легко они поддаются манипуляциям. Объяснил, что их поведение во время эксперимента мало чем отличалась от поведения обычных граждан Третьего рейха.
Кстати, об этом эксперименте снимали и документальные, и художественные фильмы "Третья волна".