Еще в 1845 году в Швеции было решено улучшить положение самых бедных слоёв населения. Открываются первые художественно-промышленные школы, входящие в Художественно-промышленный союз — первое в мире объединение, призванное сохранять традиции ремёсел и находить им применение в промышленности.
После выхода в Финляндии и Норвегии сборников народных эпических сказаний с иллюстрациями Аксели Галлен-Каллела (Akseli Gallen-Kallela) и Герхарда Мюнте (Gerhard Peter Frantz Munthe), северные художники и архитекторы стали создавать мебель, ковры, керамику и ювелирные изделия, вдохновляясь народно-художественным промыслом своего края.
Интерьеры шведского художника Карла Ларссона (Carl Larsson), отражённые в акварелях, до сих пор остаются эстетическим ориентиром для шведского интерьера, стилем компании IKEA.
В Дании, в начале XX века, приверженцы течения скёнвирке (skønvirke, в переводе — «искусная работа»), полагали, что изделие никогда не утратит своей актуальности, если оно выполнено из дорогих материалов и с высочайшим мастерством. На Международной выставке 1925 года в Париже шведские предметы роскоши в неоклассическом стиле получили 36 гран-при. Потребителем шведских изделий стали высшие слои общества, элита.
В 1924 году датчанин Кааре Клинт (Kaare Klint) основал факультет мебельного дизайна при Королевской Академии изящных искусств в Копенгагене. На факультете студентов призывали не искать новые формы и решения, а изучать и переосмысливать существующее наследие мебельного мастерства. Стул «Фааборг» (1914) Кааре Клинта. Источником вдохновением для дизайнера послужили античная мебель и английское кресло эпохи неоклассицизма.
В 1925 году на Парижской выставке золотую медаль получили первые светильники промышленного производства, созданные датчанином Полем Хеннингсеном (Poul Henningse).
В 1930 году на выставке в Стокгольме представлены изделия «с умело скомбинированными функционализмом и изяществом неоклассицизма». Мебельщик Бруно Матссон (Bruno Mathsson), вдохновленный стокгольмской выставкой, создал изделия из гнутой древесины с закрепленными на каркасе лентами, повторяющими изгибы человеческого тела.
Датские архитекторы Арне Якобсен (Arne Emil Jacobsen) и Флемминг Лассен (Flemming Lassen) представили в 1929 году «Дом будущего» — концептуальный проект жилища нового стиля с мебелью из гнутых стальных труб. Дом — круглый павильон с плоской крышей, из стекла и бетона. С гаражом, в котором стоял Додж-кабриолет, вертолетная площадка на крыше с приземлившимся гирокоптером и эллинг с шикарной яхтой. Окна опускались, как в автомобиле, была конвейерная труба для почты, вращающийся мат для чистки обуви и кухня для приготовления полуфабрикатов.
В Швеции для компании Svenskt Tenn, Йозеф Франк (Joseph Frank), один из пионеров Австрийского модернизма, создал в 1940—1960 годы мебель, светильники, обои и ткани. Работы Йозефа Франка стали еще одним ориентиром компании IKEA.
Датский дизайнер Бёрге Могенсен (Børge Mogensen), возглавивший кооператив FDB в 1942 году разрабатывал простую и доступную мебель для небольших квартир. Его друг Ханс Вегнер (Hans Jørgensen Wegner) создал более пятисот моделей кресел, получив титул самого плодовитого дизайнера Дании.
В том же году в Арне Якобсен (Arne Emil Jacobsen) создал легендарный стул «Муравей» с едиными сидением и спинкой, ставший классикой мирового дизайна. Первый дацкий стул, изготовленный массово.
Финский дизайнер Илмари Тапиоваара (Ilmari Tapiovaara) в 1948 году создал многоцелевой стул «Домус» с анатомичным фанерным сиденьем. Стул получил награду на чикагской выставке «Хороший дизайн» 1951 года и в том же году — золотую медаль на Миланской триеннале.
Так же всемирно знаменито кресло «Вождь» датчанина Фина Джулса (Finn Juhl), созданное в 1949 году.
Светильники Пааво Тюнелла (Paavo Tynell) получали награды на выставках в Барселоне в 1929 году, в Милане в 1933 году, в Париже в 1937 году. Пааво Тюнелл использовал латунные отражатели в форме цветов и листьев; их мягкий свет украшал послевоенные интерьеры.
В конце 1950 годов напоминавшие абстрактную скульптуру кресла «Лебедь» и «Яйцо», созданные Арне Якобсеном (Arne Emil Jacobsen) в 1958 году для вестибюля отеля SAS Radisson в Копенгагене, стали одним из первых успешных примеров использования пластика в мебели.
Вернер Пантон (Verner Panton) запустил в серийное производство стул «Пантон», выполненный из единого куска пластика в 1967 году.
Финский дизайнер Илмари Тапиоваара (Ilmari Tapiovaara) первым из скандинавов придумал кресла с применеием полимеров в мебельном деле для хельсинкского отеля Marski, открытого в 1962 году. В серийное производство кресла не пошли.
Ученик Тапиоваара Юрьё Куккапуро (Yrjo Kukkapuro) в начале 1960 годов придумал целую линейку кресел-коконов, созданных из полимерного листа. Кресло «Карусель» дизайнера получило высшую награду на Кёльнской выставке в 1965 году, а газета The New York Times в 1974 году назвала «Карусель» самым удобным креслом в мире.
Ээро Аарнио (Eero Aarnio) в 1964 году вдохновившись полетом человека в космос, создаёт полимерное кресло «Мяч».
В 1968 году появляется модификация шарообразного кресла «Пузырь», выполненного из прозрачного полимера.
Дизайн северных стран пользовался популярностью вплоть до 1968 года на рынке Америки и, в меньшей степени, Европы. Новое поколение потребителей предпочло эмоционально насыщенный антидизайн, отрицающий предыдущие ценности. В полной мере этим требованиям соответствовал уже не северный, а итальянский авангардный дизайн, возникший на мировой арене к середине 1960‑х годов. Северяне так и не смогли увлечься антидизайном 1970‑х: их внимание к реальным потребностям человека оказалось сильнее, чем коммерческие перспективы изменчивой моды. Ярким примером антидизайна в дизайне интерьера является стиль поп-арт.
Адрес статьи: https://www.solopovadesign.ru/nordic-design
Если вам нужен неповторимый интерьер, выполненный командой профессионалов, учитывающий ваш жизненный уклад и стилистические предпочтения, свяжитесь с нами!
На сайте solopovadesign.ru/uslugi можно познакомится с нашим портфолио и полным перечнем услуг.
Viber/WhatsApp/Telegram: +79175392789