Найти тему

ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ ИЗДЕЛИЯ "КЛАССИКОВ" СКАНДИНАВСКОГО ДИЗАЙНА 30-60-х ГОДОВ ХХ ВЕКА

115 прочитали

Еще в 1845 году в Швеции было решено улучшить положение самых бедных слоёв населения. Открываются первые художественно-промышленные школы, входящие в Художественно-промышленный союз — первое в мире объединение, призванное сохранять традиции ремёсел и находить им применение в промышленности.

«Почтмейстер Bréhat». Художник Ernst Josephson. 1888 год. Стокгольм. Национальный музей Швеции.
«Почтмейстер Bréhat». Художник Ernst Josephson. 1888 год. Стокгольм. Национальный музей Швеции.

После выхода в Финляндии и Норвегии сборников народных эпических сказаний с иллюстрациями Аксели Галлен-Каллела (Akseli Gallen-Kallela) и Герхарда Мюнте (Gerhard Peter Frantz Munthe), северные художники и архитекторы стали создавать мебель, ковры, керамику и ювелирные изделия, вдохновляясь народно-художественным промыслом своего края.

Иллюстрация «Асмунд в Королевском зале». Герхард Мунте (Gerhard Munthe). Национальная Галерея Норвегии.1902-1904.
Иллюстрация «Асмунд в Королевском зале». Герхард Мунте (Gerhard Munthe). Национальная Галерея Норвегии.1902-1904.

Интерьеры шведского художника Карла Ларссона (Carl Larsson), отражённые в акварелях, до сих пор остаются эстетическим ориентиром для шведского интерьера, стилем компании IKEA.

Иллюстрация «Дети легли спать». Карл Ларссон (Carl Larsson). Национальный музей Швеции.1895.
Иллюстрация «Дети легли спать». Карл Ларссон (Carl Larsson). Национальный музей Швеции.1895.

В Дании, в начале XX века, приверженцы течения скёнвирке (skønvirke, в переводе — «искусная работа»), полагали, что изделие никогда не утратит своей актуальности, если оно выполнено из дорогих материалов и с высочайшим мастерством. На Международной выставке 1925 года в Париже шведские предметы роскоши в неоклассическом стиле получили 36 гран-при. Потребителем шведских изделий стали высшие слои общества, элита.

Ювелирное изделие . Skønvirke Beltbuckle. Художник Бернхард Герц (Bernhard Hertz). Дания. 1910.
Ювелирное изделие . Skønvirke Beltbuckle. Художник Бернхард Герц (Bernhard Hertz). Дания. 1910.

В 1924 году датчанин Кааре Клинт (Kaare Klint) основал факультет мебельного дизайна при Королевской Академии изящных искусств в Копенгагене. На факультете студентов призывали не искать новые формы и решения, а изучать и переосмысливать существующее наследие мебельного мастерства. Стул «Фааборг» (1914) Кааре Клинта. Источником вдохновением для дизайнера послужили античная мебель и английское кресло эпохи неоклассицизма.

В основу стула Safari составляют пропорции лагерных портативных стульев, используемых английскими офицерами. Стул можно легко собирать и разбирать без применения каких-либо инструментов. Дизайн Кааре Клинт (Kaare Klint). Дания.1933.
В основу стула Safari составляют пропорции лагерных портативных стульев, используемых английскими офицерами. Стул можно легко собирать и разбирать без применения каких-либо инструментов. Дизайн Кааре Клинт (Kaare Klint). Дания.1933.

В 1925 году на Парижской выставке золотую медаль получили первые светильники промышленного производства, созданные датчанином Полем Хеннингсеном (Poul Henningse).

Лампа «Париж» была первоначально названа Système PH и произведена в серебре, для павильона Дании, L'Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes для парижской выставки 1925 года. Дизайнер Пауль Хеннингсен (Poul Henningsen). Изготовлена компанией Lauritz Henriksen Metalvarefabrik для Louis Poulsen, Копенгаген, Дания.
Лампа «Париж» была первоначально названа Système PH и произведена в серебре, для павильона Дании, L'Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes для парижской выставки 1925 года. Дизайнер Пауль Хеннингсен (Poul Henningsen). Изготовлена компанией Lauritz Henriksen Metalvarefabrik для Louis Poulsen, Копенгаген, Дания.

В 1930 году на выставке в Стокгольме представлены изделия «с умело скомбинированными функционализмом и изяществом неоклассицизма». Мебельщик Бруно Матссон (Bruno Mathsson), вдохновленный стокгольмской выставкой, создал изделия из гнутой древесины с закрепленными на каркасе лентами, повторяющими изгибы человеческого тела.

Кресло «Ева». Бруно Матссон (Bruno Mathsson) создал свой уникальный стиль, основанный на самостоятельном изучении истории архитектуры и дизайна, исследованиях по эргономике и связи между природой и архитектурой. Дизайн Кааре Клинт (Kaare Klint). Дания.1933.
Кресло «Ева». Бруно Матссон (Bruno Mathsson) создал свой уникальный стиль, основанный на самостоятельном изучении истории архитектуры и дизайна, исследованиях по эргономике и связи между природой и архитектурой. Дизайн Кааре Клинт (Kaare Klint). Дания.1933.
Мебель Artek на ХIV триеннале 1936 года в Италии. Алваар Аалто (Alvar Aalto). Архив (Аrtek)
Мебель Artek на ХIV триеннале 1936 года в Италии. Алваар Аалто (Alvar Aalto). Архив (Аrtek)

Датские архитекторы Арне Якобсен (Arne Emil Jacobsen) и Флемминг Лассен (Flemming Lassen) представили в 1929 году «Дом будущего» — концептуальный проект жилища нового стиля с мебелью из гнутых стальных труб. Дом — круглый павильон с плоской крышей, из стекла и бетона. С гаражом, в котором стоял Додж-кабриолет, вертолетная площадка на крыше с приземлившимся гирокоптером и эллинг с шикарной яхтой. Окна опускались, как в автомобиле, была конвейерная труба для почты, вращающийся мат для чистки обуви и кухня для приготовления полуфабрикатов.

Стройка «Дома будущего». Арне Якобсен (Arne Emil Jacobsen) и Флемминг Лассен (Flemming Lassen).
Стройка «Дома будущего». Арне Якобсен (Arne Emil Jacobsen) и Флемминг Лассен (Flemming Lassen).

В Швеции для компании Svenskt Tenn, Йозеф Франк (Joseph Frank), один из пионеров Австрийского модернизма, создал в 1940—1960 годы мебель, светильники, обои и ткани. Работы Йозефа Франка стали еще одним ориентиром компании IKEA.

Йозеф Франк (Joseph Frank): «Дом не должен быть тщательно спланированным интерьером, надо просто стижить вместе все, что любят его обитатели.» Нью-Йорк. 1943 по 1945 год.
Йозеф Франк (Joseph Frank): «Дом не должен быть тщательно спланированным интерьером, надо просто стижить вместе все, что любят его обитатели.» Нью-Йорк. 1943 по 1945 год.

Датский дизайнер Бёрге Могенсен (Børge Mogensen), возглавивший кооператив FDB в 1942 году разрабатывал простую и доступную мебель для небольших квартир. Его друг Ханс Вегнер (Hans Jørgensen Wegner) создал более пятисот моделей кресел, получив титул самого плодовитого дизайнера Дании.

Удобное «Испанское кресло» Бёрге Могенсена (Børge Mogensen). Дуб, кожа. Дания. 1959.
Удобное «Испанское кресло» Бёрге Могенсена (Børge Mogensen). Дуб, кожа. Дания. 1959.

В том же году в Арне Якобсен (Arne Emil Jacobsen) создал легендарный стул «Муравей» с едиными сидением и спинкой, ставший классикой мирового дизайна. Первый дацкий стул, изготовленный массово.

Финский дизайнер Илмари Тапиоваара (Ilmari Tapiovaara) в 1948 году создал многоцелевой стул «Домус» с анатомичным фанерным сиденьем. Стул получил награду на чикагской выставке «Хороший дизайн» 1951 года и в том же году — золотую медаль на Миланской триеннале.

Стул Domus (Domus chair) поставлялся в разобранном виде и плоской упаковке. Комфортен благодаря трехмерной кривизне сиденья. Дизайн Илмари Тапиоваара (Ilmari Tapiovaara). Финляндия.1948.
Стул Domus (Domus chair) поставлялся в разобранном виде и плоской упаковке. Комфортен благодаря трехмерной кривизне сиденья. Дизайн Илмари Тапиоваара (Ilmari Tapiovaara). Финляндия.1948.

Так же всемирно знаменито кресло «Вождь» датчанина Фина Джулса (Finn Juhl), созданное в 1949 году.

Икона дацкого мебельного дизайна кресло «Вождь» (Chieftain Chair). Дизайн Фин Джулс (Finn juhl). Финляндия.1949.
Икона дацкого мебельного дизайна кресло «Вождь» (Chieftain Chair). Дизайн Фин Джулс (Finn juhl). Финляндия.1949.

Светильники Пааво Тюнелла (Paavo Tynell) получали награды на выставках в Барселоне в 1929 году, в Милане в 1933 году, в Париже в 1937 году. Пааво Тюнелл использовал латунные отражатели в форме цветов и листьев; их мягкий свет украшал послевоенные интерьеры.

Люстра Пааво Тайнелла (Paavo Tynell), одного из ведущих дизайнеров Финляндии по осветительным приборам. Разработано для компании Taito («ковка»).1950-1960-е года.
Люстра Пааво Тайнелла (Paavo Tynell), одного из ведущих дизайнеров Финляндии по осветительным приборам. Разработано для компании Taito («ковка»).1950-1960-е года.

В конце 1950 годов напоминавшие абстрактную скульптуру кресла «Лебедь» и «Яйцо», созданные Арне Якобсеном (Arne Emil Jacobsen) в 1958 году для вестибюля отеля SAS Radisson в Копенгагене, стали одним из первых успешных примеров использования пластика в мебели.

Слева: кресло «Лебедь» (Swan), справа: кресло «Яйцо» (Egg). Знаменитые кресла Арне Якобсен (Arne Jacobsen) спроектировал в 1958 году для фойе SAS Royal Hotel Копенгагена. Производитель Fritz Hansen.
Слева: кресло «Лебедь» (Swan), справа: кресло «Яйцо» (Egg). Знаменитые кресла Арне Якобсен (Arne Jacobsen) спроектировал в 1958 году для фойе SAS Royal Hotel Копенгагена. Производитель Fritz Hansen.

Вернер Пантон (Verner Panton) запустил в серийное производство стул «Пантон», выполненный из единого куска пластика в 1967 году.

Производитель Vitra выпускает Panton Chair в классическом варианте (Panton Classical Chair), просуществовавшем с момента его первого серийного выпуска (1967 год), а так же в последнем варианте (Panton Chair), сделанном из полимера Luran S (1999 год). Дизайнер Вернер Пантон (Verner Panton) Швейцария. Фото: (www.admagazine.ru)
Производитель Vitra выпускает Panton Chair в классическом варианте (Panton Classical Chair), просуществовавшем с момента его первого серийного выпуска (1967 год), а так же в последнем варианте (Panton Chair), сделанном из полимера Luran S (1999 год). Дизайнер Вернер Пантон (Verner Panton) Швейцария. Фото: (www.admagazine.ru)

Финский дизайнер Илмари Тапиоваара (Ilmari Tapiovaara) первым из скандинавов придумал кресла с применеием полимеров в мебельном деле для хельсинкского отеля Marski, открытого в 1962 году. В серийное производство кресла не пошли.

Кресла модели «Лулу». Произведено для меблировки отеля Marski в Хельсинки.Дизайнер Илмари Тапиоваара (Ilmari Tapiovaara) (Аско). Производство Аско. Финлиндия 1960. Фото: (www.artsy.net)
Кресла модели «Лулу». Произведено для меблировки отеля Marski в Хельсинки.Дизайнер Илмари Тапиоваара (Ilmari Tapiovaara) (Аско). Производство Аско. Финлиндия 1960. Фото: (www.artsy.net)

Ученик Тапиоваара Юрьё Куккапуро (Yrjo Kukkapuro) в начале 1960 годов придумал целую линейку кресел-коконов, созданных из полимерного листа. Кресло «Карусель» дизайнера получило высшую награду на Кёльнской выставке в 1965 году, а газета The New York Times в 1974 году назвала «Карусель» самым удобным креслом в мире.

Кресло «Карусель», по дизайну Юрьё Куккапуро (Yrjo Kukkapuro) выполненно из кожи, хрома и стекловолокна. Производитель Artek.
Кресло «Карусель», по дизайну Юрьё Куккапуро (Yrjo Kukkapuro) выполненно из кожи, хрома и стекловолокна. Производитель Artek.

Ээро Аарнио (Eero Aarnio) в 1964 году вдохновившись полетом человека в космос, создаёт полимерное кресло «Мяч».

Новатораское кресло «Мяч» дизайнера Ээро Аарнио (Eero Aarnio) быстро стал культом поп-культуры европейского и американского континентов. Производство: Eero Aarnio Originals. Финляндия. 1963.
Новатораское кресло «Мяч» дизайнера Ээро Аарнио (Eero Aarnio) быстро стал культом поп-культуры европейского и американского континентов. Производство: Eero Aarnio Originals. Финляндия. 1963.

В 1968 году появляется модификация шарообразного кресла «Пузырь», выполненного из прозрачного полимера.

Прозрачное кресло «Пузырь» дизайнера Ээро Аарнио (Eero Aarnio) из акрила со стальным кольцом. Производство: Eero Aarnio Originals. Финляндия. 1968.
Прозрачное кресло «Пузырь» дизайнера Ээро Аарнио (Eero Aarnio) из акрила со стальным кольцом. Производство: Eero Aarnio Originals. Финляндия. 1968.

Дизайн северных стран пользовался популярностью вплоть до 1968 года на рынке Америки и, в меньшей степени, Европы. Новое поколение потребителей предпочло эмоционально насыщенный антидизайн, отрицающий предыдущие ценности. В полной мере этим требованиям соответствовал уже не северный, а итальянский авангардный дизайн, возникший на мировой арене к середине 1960‑х годов. Северяне так и не смогли увлечься антидизайном 1970‑х: их внимание к реальным потребностям человека оказалось сильнее, чем коммерческие перспективы изменчивой моды. Ярким примером антидизайна в дизайне интерьера является стиль поп-арт.

Адрес статьи: https://www.solopovadesign.ru/nordic-design

Если вам нужен неповторимый интерьер, выполненный командой профессионалов, учитывающий ваш жизненный уклад и стилистические предпочтения, свяжитесь с нами!

На сайте solopovadesign.ru/uslugi можно познакомится с нашим портфолио и полным перечнем услуг.

Viber/WhatsApp/Telegram: +79175392789

Info@solopovadesign.ru