Директор по развитию компании ООО "Алвиком" Николай Александрович
В России ежегодно проводятся работы по проектированию, реконструкции, диагностике, паспортизации и инвентаризации нескольких десятков тысяч километров автомобильных дорог на обширной сети федеральных, территориальных, муниципальных и частных дорог. Достаточно много информации, используемой в процессе проведения различных видов инженерно-геодезических работ на автодорогах РФ, содержит в себе имеющий большое значение документ - паспорт автомобильной дороги.
Паспортизация представляет собой процесс сбора информации о наличии дорог, их протяженности, техническом состоянии, а также о наличии и состоянии дорожных сооружений. Он составляется на основании имеющихся данных, содержащих схему дороги, линейные графики, ведомости наличия и технического состояния объектов на дороге, сводные ведомости и карточки искусственных сооружений. Все сведения, находящиеся в паспортах, являются результатом натурных работ, полевых измерений и камеральной обработки полученных данных и заносятся туда ежегодно при выявлении каких-либо изменений на дорогах и сооружениях. Паспорт необходим абсолютно для любой проезжей части общего пользования, составляется он в нескольких экземплярах с заполненными в нем соответствующими формами. Исследования проходятся по каждому дорожному полотну отдельно. Паспортизация включает в себя составление линейного графика, где указываются геометрические параметры дороги, конструкция дорожной одежды, состояние покрытия, его тип, ширина проезжей части, затопляемые, оползневые и заносимые снегом участки. Следовательно, данные, содержащиеся в Паспорте автомобильной дороги, имеют важное значение при проведении различного рода проектно- геодезических изысканий. Все ведомости технического паспорта и линейный график автоматически формируются на основе информации, хранящейся в базе дорожных данных «Титул-2005».
Однако в наше кризисное время, когда денежные средства в бюджетах всех уровней ограничены, изготовить паспорт на автодорогу весьма проблематично из-за его значительной стоимости и поэтому большой процент дорог в РФ не охвачены паспортизацией
Паспортизация автомобильных дорог производится в соответствии с типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог ВСН 1-83 с целью получения информации о сети дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по реконструкции, ремонту и содержанию. Формирование паспорта осуществляется с помощью разработанных на предприятии программных средств на основе информации в АБДД «Титул-2005».
В соответвии с пунктом 2 Типовой инструкции ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» к проведению технического учета и паспортизации могут привлекаться научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие специализированные организации по договорам, заключаемым в установленном порядке.
Работы по проведению паспортизации разделяются на полевые и камеральные. К полевым относятся натурные обследования и обмер дорог и дорожных сооружений. К камеральным относятся обработка материалов полевых работ и оформление документов технического учета.
Полевые обследования выполняются с использованием передвижных лабораторий, оснащенных программно - измерительным комплексом «Дорога-ПРО» и программно-аппаратным комплексом «Видео».
Программа позволяет коренным образом сократить время и объемы работ диагностического центра при техническом учете и паспортизации автомобильных дорог и искусственных сооружений, посредством автоматизированного создания паспортов автомобильных дорог или мостовых сооружений, оперативно получать информацию по текущему состоянию указанных объектов, создавать паспорта в электронном и печатном виде.
Для определения местоположения и характеристик инженерного оборудования и обустройства дороги, а также ситуации в придорожной полосе используется электронный полевой журнал с программируемой клавиатурой.
Измерительные системы дорожной лаборатории позволяют определять участки дорог с ограниченной видимостью, радиусами кривых в плане и профиле менее допустимых, продольными уклонами, превышающими нормативные значения и т.д.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно Приказу Минтранса Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в состав работ по содержанию входят паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83), определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Так, согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Исходя из этого, на владельца автомобильных дорог лежит обязанность по разработке их паспортизации. Паспортизация автомобильных дорог определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения.
Технический паспорт, также, как и ПОДД, закладывает основу для разработки комплексной схемы организации дорожного движения (КСОДД).