Разбор слова по составу

Какие ошибки допускают дети при морфемном анализе, и почему?

Какие ошибки допускают дети при морфемном анализе, и почему? Ошибки при выделении корня допускаются младшими школьниками из-за того, что они не понимают что значит «родственные слова» в определении «Корнем слова называется общая часть родственных слов».
Ошибки
при выделении суффиксов связаны с отсутствием у младших школьников достаточных знаний. Над суффиксами учащиеся до 3-его класса не работали, сталкивались с этой частью слова поверхностно при изучении темы корень.
При выделении окончания ошибки возникают из-за недопонимания, что окончание – это  изменяемая часть слова, которая служит для связи слов с другими словами в предложении (есть домишк-о – нет домишк-и).
Причины ошибок:

  1. Выделение значимых частей обычно не связывается с образованием слова (см. статью «Словообразовательное гнездо»).
  2. Поскольку основа определяется как часть слова, которая остаётся, если отбросить окончание, то в слове сначала выделяется окончание, потом основа. Такая последовательность ни у кого не вызывает сомнений. Но как выделять значимые части в производной основе? В 5-8 классах школы обычно сначала пытаются найти (и находят) корень, затем знакомые суффиксы и приставки. Такая методика приводит к частым ошибкам.

Неясным для учащихся остаётся анализ таких слов, в которых буквами е, ю, я, ё обозначаются звуки, находящиеся в разных морфемах: в слове сарай выделяется основа сарай и сара(я). Такие «допуски» оправдать никак нельзя. В форме слова сарай-[а] согласный [й] принадлежит основе.

  1. В школе не всегда разграничивается словообразовательный анализ и этимологический. Чаще всего подобное смешение возникает при выделении корня, например: в слове последний выделяется корень -след- (вместо послед-).

Что делать?
Рекомендации
В период изучения темы «Состав слова» нужно следить за тем, чтобы при вычленении отдельных частей слова дети соблюдали последовательность приёмов, приводящих к выявлению морфемы:
1) изменить слово (поставить его в разные формы);
2) сравнить формы, чтобы увидеть в формах слова общее (неизменяемую часть) и различное (изменяемую часть);
3) отделить изменяемую часть, т.е.
окончание.
Например: «
Учитель разговаривает с учеником»
(с кем разговаривает учитель?) с учеником:
(кому поставили пятерку?) ученику;
(кто похвалил учитель?) ученика.
Сравним формы слова: ученик-а, ученик-у, ученик-ом. Общая часть в этих словах ученик-, изменяемая часть в слове учеником -ом. Это
окончание.
При знакомстве с корнем следует обращать внимание детей не только на то, что корень – это общая (одинаковая) часть родственных слов, надо отметить, что родственные слова близки по смыслу и что общая (одинаковая) часть сохраняется во всех родственных словах. Если дети затрудняются в подборе таких слов, предлагать ответить на наводящие вопросы. Например, при анализе слова ученик:
-Кого называют учеником? (Того, кто учится).
-А как называют того, кто учит? (Учитель).
-Какую ты знаешь пословицу про учёбу? (Ученье – свет, а неученье – тьма).
Сравнить слова
уч-еник, уч-ится, уч-итель, уч-енье. Какая часть во всех словах одинаковая? – -уч-. Общая часть родственных слов -уч- является во всех этих словах корнем.

Какие ошибки допускают дети при морфемном анализе, и почему?-2