Найти тему
victor voronov

Как возникли мифы древних славян, или как по Марфушкину хотению, по мачехиному велению, отвёз дед Настеньку в лес....

яндекс-дзен. Морозко.
яндекс-дзен. Морозко.

По Марфушкину хотению, по мачехиному велению дед отвёз Настеньку в лес….

Славянская мифология с её богами и полумифическими обитателями лесов, рек и полей – одно из самых загадочных тем в истории, которые и по сей день вдохновляют писателей и художников на создание своих шедевров. Крещение Руси состоялось более тысячи лет назад, а дохристианские языческие традиции не исчезли до сих пор. Они срослись вместе и теперь сложно определить, что относится к языческим традициям, а что пришло с христианством. С победой христианства в городах России, языческая мифология сохранилась лишь в деревнях и стала, по сути, народной религией. После победы над «нашествием двунадцати языков» среди городского дворянского сословия возник интерес к народному творчеству. Широкомасштабное партизанское движение породило патриотизм и единение с народом, который, оказывается тоже не лыком шит и лаптем щи не хлебает. Особенно удивили наполеоновских генералов рейды казачьих полков, которые лишили армию поставок фуража и продовольствия. Интерес к загадочной русской душе проснулся сначала у западных политиков. Они вдруг поняли, что для того, чтобы победить этот народ, надо понять его глубинную сущность. И душу. Вслед за ними и русское дворянство впервые начало изучать русский язык и русскую культуру. Начали, естественно, с богов. Очень скоро поняли, что единственные доступные сведения есть только в инквизиторских архивах церкви и весьма скудны. Обратились к зарубежным источникам и нашли кое-какие сведения в Скандинавских сагах и финских калевалах. Почему и возникла в учёной среде скандинавская теория. Пушкинскому Руслану, как вы помните, помог Финн. Создаются произведения литературы и музыки, где активно используются мифические образы, чаще всего вымышленные самими авторами. Некоторые исследователи «пошли в народ» за материалом.

Если собрать воедино все известные сведения об общеславянской мифологии, то можно заметить следующее:

1 – ярко выраженный культ бога-громовержца.

2 – тесная связь поверий с годовым земледельческим циклом.

3 – тесная связь между миром живых и миром мёртвых при наличии чётких границ между ними.

4 – обожествление и одушевление природы.

5 – наличие низших и высших существ, как добрых, так и злых.

В статье «Русский мат норманнистам» мы рассказали о том, что портреты славянских богов «списаны» с деяний князей. Каждому богу соответствует определённый князь. Или княгиня, есть божество женского рода. А сейчас попробуем предложить свою версию появления сказочных персонажей: Леших, домовых и прочих существ.

Итак, по Марфушкиному хотению, по мачехиному велению, отвёз дед Настеньку в лес. Подобная практика действительно была на Древней Руси. Когда в результате голода племя избавлялось от лишних едоков, часто старых людей, которых отвозили в лес. Но не все изгои погибали в лесу. Кое- кому удавалось выжить. Лес, всё-таки, всегда был кормильцем для русских людей, которые большую часть своей жизни проводили в лесу. Естественно, что одежда их истрепалась со временем, да и волосами обрастали сильно. Так что вид этих брошенных людей был схож с описанием Лешего в русском фольклоре. К тому же в лесу можно было построить шалаш из веток, или набрести на избушку охотников с обязательным запасом провианта. А также соорудить высоко на дереве некое подобие жилья, чтобы волки не сожрали. Обвыкнув, такой Леший уже считал территорию леса, на которой поселился – своей, и не жаловал непрошенных гостей. Если кто приходил в лес поохотиться, или ягод пособирать, то он их не трогал. А вот браконьерам вредил, как мог. Капканы ломал, диким криком предупреждал зверей о ловушках и облавах. Не случайно старой закалки люди, прежде чем войти в лес, спрашивали разрешение у «хозяина леса». Даже деревья просто так не рубили, не попросив у дерева прощения. То есть под описание Лешего вполне может сгодиться человек-изгой, который прожил в лесу уже достаточно давно.

Но вполне возможно и такой вариант, что родные дети не захотели расстаться со своими предками и… спрятали их в погребе. Или в бане. Ведь и дед не хотел оставить Настеньку в лесу и отвёз бы её обратно, но… она сама спрыгнула. Чтоб не подводить деда. Тоже пожалела. И такой изгой становился домовым, или банником. Его другим не показывали, но оставляли мисочку молока, якобы чтобы задобрить домового. А он, в отсутствие хозяев наводил порядок в доме, скрипел досками, двигал мебель, мёл полы, в общем, полтергейст. Сейчас функцию домового исполняет кот Васька, но коты в русских домах появились много позже.

И если можно принять за веру появление леших и домовых в местах обитания вполне приемлемых для жизни, то как быть с русалками и водяными? Оказывается тоже всё довольно просто. Дело в том, что раньше в реках было много жемчуга. И добычей жемчуга занимались исключительно женщины. Доказано, что женщины намного дольше могут находиться под водой. И вообще, лучшее место обитания для русских женщин – это водная стихия. Неслучайно из всех видов отдыха и развлечений русские женщины предпочитают море, пляж и бриллианты.

Оказывается, были даже что-то вроде ферм, где разводили моллюсков и выращивали жемчуг. Женщины обмазывали себя специальными мазями (зелённого цвета), а длинное платье, или сарафане, в воде выглядели как хвост русалки. В сказке Пушкина «Руслан и Людмила» - «русалка на ветвях сидит». Сушит «хвост». И дышит воздухом. Словно жаба. Кстати о жабе. Как вы помните в фильме «Василиса Прекрасная», Василиса снимала с себя на ночь лягушачью кожу и выходила писаная красавица. Так русалки, выходя на берег, стирали зелёную мазь и становились неписанными

красавицами.

Poembook.ru.  Там на неведомых дорожках...
Poembook.ru. Там на неведомых дорожках...

На портретах художников мы часто видим образы женщин с кокошником на голове, усыпанном жемчугом. Как, например, портрет Врубеля «Царевна-Лебедь».

stihi.ru. Царевна-Лебедь. Врубель.
stihi.ru. Царевна-Лебедь. Врубель.

С изменением политического строя на Руси изменился и уклад жизни простых людей. Простые люди перестали носить жемчуг, а обязаны были сдавать в княжескую казну и платить кучу податей. В том числе и церковную десятину. Русалок объявили ведьмами, а ихтиандров – водяными, и начали на них охоту. Вот и не стало жемчуга в реках Руси.

Очень скоро всех лесных обитателей объявили вне закона и началась демонизация и превращение их в злобных существ. Что мы сегодня и имеем.