Ударный труд! Выбираем головки для гайковерта

4,8K прочитали

В одной из прошлых статей мы обсуждали, как выбрать ударный гайковерт. Теперь поговорим об оснастке. При «срыве» гайки или болта инструмент развивает немалую мощность, поэтому головки к нему требуются соответствующие.

Набор Licota ACK-B1001 с гайковертом, пневмотрещоткой, ударными головками и динамометрическим ключом
Набор Licota ACK-B1001 с гайковертом, пневмотрещоткой, ударными головками и динамометрическим ключом

Ударные головки — то, без чего услуги в современном автосервисе:

  1. Будут стоить дороже;
  2. Станут на порядок опаснее.

Опасные ошибки

Наша компания уже двадцать лет ремонтирует гайковерты по сервисной гарантии. И самая распространенная ошибка, которую допускают операторы — использование головок, не предназначенных для ударных нагрузок.

Головка для ручного инструмента. Не используйте ее при срыве крепежа!
Головка для ручного инструмента. Не используйте ее при срыве крепежа!

Неударные головки изготовлены из хром-ванадиевого сплава (маркировка CrV). Эта сталь прекрасно показывает себя при работе ручным инструментом. Она упругая и долго сопротивляется механической деформации. Но если такую головку поставить на ударный гайковерт, она может «слизать» как привод гайковерта, так и головку крепежа. А еще сама может треснуть и разлететься шрапнелью по всей мастерской.

Кстати, гайковерт со «скругленным» приводом по гарантии вам бесплатно не отремонтируют, предложив платную замену вала с формулировкой «нарушение условий эксплуатации».

«Правильные» головки сделаны из сплава CrMo (хром-молибден) и держат высокие ударные нагрузки
«Правильные» головки сделаны из сплава CrMo (хром-молибден) и держат высокие ударные нагрузки
Лайфхак для автолюбителя:
Если вы заехали переобуться, и видите, как оператор срывает ваши колесные болты головкой обычного серого «металлического» цвета, лучше отойдите подальше. Ударные головки бывают либо матово-черными (это антикоррозионное покрытие), либо в белых или цветных пластиковых колпачках.

Размеры

Как правило, размер приводного квадрата ударной головки измеряется в долях дюйма. Соответственно, и гайковерт подбирается с учетом этих размеров. Бывают головки с «миллиметровым» приводом, но встречаются они гораздо реже, как и гайковерты к ним.

Для легкового и коммерческого шиномонтажа используют размеры ⅜, ½ и ¾ дюйма.

Для грузовиков и прочей тяжелой колесной техники нужны размеры 1, 1-½, 2, 2-½ и более.

Тестируем новую модель на ½’’ GARWIN INDUSTRIAL 800527-12-1488
Тестируем новую модель на ½’’ GARWIN INDUSTRIAL 800527-12-1488

Для грузовиков и прочей тяжелой колесной техники нужны размеры 1, 1-½, 2, 2-½ и более.

Грузовой гайковерт-«пулемет» GARWIN 800550-5908 для работы с головками на 1’’
Грузовой гайковерт-«пулемет» GARWIN 800550-5908 для работы с головками на 1’’

Разновидности

На рынке представлено множество видов ударных головок для разных задач. Профессионалу полезно знать, для чего служит каждый из них. Да и автолюбителю нелишне разбираться, чем обслуживают ваш авто. Ведь от этого напрямую зависит сохранность колесных дисков, стоимость которых у элитных иномарок улетает в облака.

Стандартная

Головка с толстыми стенками для простых катаных дисков с легким доступом к крепежу.

Головка торцевая ударная стандартная
Головка торцевая ударная стандартная

Глубокая

Увеличенная длина позволяет работать с резьбовыми соединениями, где имеется выступ над рабочей частью гайки или болта. Для крепежа в глубоких узких «колодцах» выпускаются тонкостенные модели.

 Головка торцевая ударная глубокая
Головка торцевая ударная глубокая

Также существуют вариации этих головок с подпружиненным магнитом для надежного удержания крепежа.

Схема работы магнитной головки
Схема работы магнитной головки

С удлинителем

Для работы со сдвоенными колесами или кастомными дисками нестандартной ширины.

Набор ударных головок с удлинителем Licota ASA-10005
Набор ударных головок с удлинителем Licota ASA-10005

Для литых дисков

Поскольку стоимость литого диска немалая, а за его порчу автосервис может серьезно поплатиться, разработано несколько моделей, сохраняющих диск в целости:

С колпачком

На рабочую часть надевается колпачок из прочного пластика. Таким образом, головка вообще не контактирует с диском, защищая его от царапин или сколов краски. Даже если головка лопнет, колпачок не даст ей раскрыться и повредить диск.

 Набор ударных головок с колпачком GARWIN 626533-1
Набор ударных головок с колпачком GARWIN 626533-1

С защитным кольцом

Также «одеты» в пластиковый колпачок, но глобальной защитной функции он не несет, просто предохраняет диск от царапин и помогает подобрать нужный размер. Защиту обеспечивает кованое кольцо, надетое на ободок головки.

Набор ударных головок с защитным кольцом Licota ANSK01
Набор ударных головок с защитным кольцом Licota ANSK01

Торсионные

Ударный гайковерт обладает высоким крутящим моментом, а торсионные головки не позволяют перетянуть болт или гайку во время установки диска. Гидравлический торсионный механизм ограничивает момент до 115 Нм, что является средним показателем для затяжки колесного крепежа у легковушек.

Набор ударных торсионных головок для литых дисков Licota PAW-TL4KA
Набор ударных торсионных головок для литых дисков Licota PAW-TL4KA

Цветовая маркировка

Для удобства работы в слабоосвещенном сервисе или в сумерках, головки самых ходовых размеров принято обозначать цветовой маркировкой:

  • 17 мм - голубая;
  • 19 мм - желтая;
  • 21 мм - красная;
  • 22 мм - зеленая.

Цветным делается колпачок, либо цветовое покрытие наносится на корпус.

Нестандартные профили

Большинство колесных болтов и гаек имеет шестигранный профиль (HEX). Но часть иномарок оснащена болтами нестандартных профилей. Делается это для предотвращения краж дорогостоящих дисков. Поэтому в арсенале профессионального сервиса полезно иметь головки с профилями:

  • Torx (он же «звездочка») для болтов с соответствующим внутренним профилем.
Набор торксов ударных Licota ASA-40007
Набор торксов ударных Licota ASA-40007
  • E-профиль (Обратный Torx). Тот же Torx, только внешний.
Головки E-профиля
Головки E-профиля

Сервисам, часто работающим с марками Mercedes-Benz и Maybach также необходимо иметь головку с уникальным профилем для авто S-класса и CL-класса (оригинальный номер: 000 990 5407).

Головка для Mercedes и Maybach
Головка для Mercedes и Maybach

Финальная затяжка

Важно помнить, что ударная головка предназначена ТОЛЬКО для откручивания крепежа! Затягивая болт ударным гайковертом его очень легко перетянуть, и на одной из кочек он просто треснет. Поэтому финальную затяжку лучше проводить динамометрическим ключом.

Динамометрический ключ GARWIN с приводным квадратом 1/2" и диапазоном моментов 28-210 Нм
Динамометрический ключ GARWIN с приводным квадратом 1/2" и диапазоном моментов 28-210 Нм

Как это правильно делать?

  1. «Наживите» болт гайковертом на минимальном режиме закручивания до соприкосновения с привалочной поверхностью.
  2. Подготовьте динамометрический ключ: выставьте нужный момент затяжки (он указан в технической документации к автомобилю) и наденьте обычную неударную головку.
  3. Дотяните гайку или болт до щелчка (или зуммера, если инструмент электронный) ключа. При этом должен быть видимый доворот крепежа.

О разновидностях динамометрических ключей и особенностей затяжки с их помощью мы поговорим в одном из следующих материалов.

Остались вопросы по этой статье или есть предложения, о чем написать следующие? Пишите в комментарии!

Подробнее с ассортиментом ударных головок можно познакомиться на нашем сайте: https://garagetools.ru/catalog/udarnye-golovki