В одной из прошлых статей мы обсуждали, как выбрать ударный гайковерт. Теперь поговорим об оснастке. При «срыве» гайки или болта инструмент развивает немалую мощность, поэтому головки к нему требуются соответствующие.
Ударные головки — то, без чего услуги в современном автосервисе:
- Будут стоить дороже;
- Станут на порядок опаснее.
Опасные ошибки
Наша компания уже двадцать лет ремонтирует гайковерты по сервисной гарантии. И самая распространенная ошибка, которую допускают операторы — использование головок, не предназначенных для ударных нагрузок.
Неударные головки изготовлены из хром-ванадиевого сплава (маркировка CrV). Эта сталь прекрасно показывает себя при работе ручным инструментом. Она упругая и долго сопротивляется механической деформации. Но если такую головку поставить на ударный гайковерт, она может «слизать» как привод гайковерта, так и головку крепежа. А еще сама может треснуть и разлететься шрапнелью по всей мастерской.
Кстати, гайковерт со «скругленным» приводом по гарантии вам бесплатно не отремонтируют, предложив платную замену вала с формулировкой «нарушение условий эксплуатации».
Лайфхак для автолюбителя:
Если вы заехали переобуться, и видите, как оператор срывает ваши колесные болты головкой обычного серого «металлического» цвета, лучше отойдите подальше. Ударные головки бывают либо матово-черными (это антикоррозионное покрытие), либо в белых или цветных пластиковых колпачках.
Размеры
Как правило, размер приводного квадрата ударной головки измеряется в долях дюйма. Соответственно, и гайковерт подбирается с учетом этих размеров. Бывают головки с «миллиметровым» приводом, но встречаются они гораздо реже, как и гайковерты к ним.
Для легкового и коммерческого шиномонтажа используют размеры ⅜, ½ и ¾ дюйма.
Для грузовиков и прочей тяжелой колесной техники нужны размеры 1, 1-½, 2, 2-½ и более.
Для грузовиков и прочей тяжелой колесной техники нужны размеры 1, 1-½, 2, 2-½ и более.
Разновидности
На рынке представлено множество видов ударных головок для разных задач. Профессионалу полезно знать, для чего служит каждый из них. Да и автолюбителю нелишне разбираться, чем обслуживают ваш авто. Ведь от этого напрямую зависит сохранность колесных дисков, стоимость которых у элитных иномарок улетает в облака.
Стандартная
Головка с толстыми стенками для простых катаных дисков с легким доступом к крепежу.
Глубокая
Увеличенная длина позволяет работать с резьбовыми соединениями, где имеется выступ над рабочей частью гайки или болта. Для крепежа в глубоких узких «колодцах» выпускаются тонкостенные модели.
Также существуют вариации этих головок с подпружиненным магнитом для надежного удержания крепежа.
С удлинителем
Для работы со сдвоенными колесами или кастомными дисками нестандартной ширины.
Для литых дисков
Поскольку стоимость литого диска немалая, а за его порчу автосервис может серьезно поплатиться, разработано несколько моделей, сохраняющих диск в целости:
С колпачком
На рабочую часть надевается колпачок из прочного пластика. Таким образом, головка вообще не контактирует с диском, защищая его от царапин или сколов краски. Даже если головка лопнет, колпачок не даст ей раскрыться и повредить диск.
С защитным кольцом
Также «одеты» в пластиковый колпачок, но глобальной защитной функции он не несет, просто предохраняет диск от царапин и помогает подобрать нужный размер. Защиту обеспечивает кованое кольцо, надетое на ободок головки.
Торсионные
Ударный гайковерт обладает высоким крутящим моментом, а торсионные головки не позволяют перетянуть болт или гайку во время установки диска. Гидравлический торсионный механизм ограничивает момент до 115 Нм, что является средним показателем для затяжки колесного крепежа у легковушек.
Цветовая маркировка
Для удобства работы в слабоосвещенном сервисе или в сумерках, головки самых ходовых размеров принято обозначать цветовой маркировкой:
- 17 мм - голубая;
- 19 мм - желтая;
- 21 мм - красная;
- 22 мм - зеленая.
Цветным делается колпачок, либо цветовое покрытие наносится на корпус.
Нестандартные профили
Большинство колесных болтов и гаек имеет шестигранный профиль (HEX). Но часть иномарок оснащена болтами нестандартных профилей. Делается это для предотвращения краж дорогостоящих дисков. Поэтому в арсенале профессионального сервиса полезно иметь головки с профилями:
- Torx (он же «звездочка») для болтов с соответствующим внутренним профилем.
- E-профиль (Обратный Torx). Тот же Torx, только внешний.
Сервисам, часто работающим с марками Mercedes-Benz и Maybach также необходимо иметь головку с уникальным профилем для авто S-класса и CL-класса (оригинальный номер: 000 990 5407).
Финальная затяжка
Важно помнить, что ударная головка предназначена ТОЛЬКО для откручивания крепежа! Затягивая болт ударным гайковертом его очень легко перетянуть, и на одной из кочек он просто треснет. Поэтому финальную затяжку лучше проводить динамометрическим ключом.
Как это правильно делать?
- «Наживите» болт гайковертом на минимальном режиме закручивания до соприкосновения с привалочной поверхностью.
- Подготовьте динамометрический ключ: выставьте нужный момент затяжки (он указан в технической документации к автомобилю) и наденьте обычную неударную головку.
- Дотяните гайку или болт до щелчка (или зуммера, если инструмент электронный) ключа. При этом должен быть видимый доворот крепежа.
О разновидностях динамометрических ключей и особенностей затяжки с их помощью мы поговорим в одном из следующих материалов.
Остались вопросы по этой статье или есть предложения, о чем написать следующие? Пишите в комментарии!
Подробнее с ассортиментом ударных головок можно познакомиться на нашем сайте: https://garagetools.ru/catalog/udarnye-golovki