Нам с девушкой по 20 лет. Мы с моей девушкой не заядлые киноманы, но любим провести вечер за просмотром какого-нибудь фильма. И мы с ней заметили интересную деталь: больше половины фильмов, которые мы с ней смотрим и которые нам понравились, - это "старые", так называемые "олдскульные" фильмы.
Поэтому, однажды мы с девушкой собрались одним вечером и вместе подумали:
Может есть что-то в этом "старом" кино такого особенного, что нас так сильно цепляет?
Эти размышления и стали причиной написания мной статьи на данную тему. О вкусах не спорят. Но, почему бы их не обсудить и как следует проанализировать? Уверен, что некоторые из мыслей этой статьи могут оказаться близки Вам или кому-то из ваших знакомых.
Безусловно, предпочтения в кино, как и в любом виде искусства - дело довольно субъективное. "Однако", - подумал я - "может быть этому есть объективное, реальное объяснение, которое не зависит от наших предпочтений. Поэтому в этой статье мы рассмотрим те причины, по которым нам нравятся старые фильмы больше, чем современные и наоборот. Под старыми фильмами мы будем иметь в виду фильмы, выпущенные не позднее где-то 2007-2010 (они для нас относительно старые), а то и раньше в 80-е, 90-е годы и т.д.
Эти размышления и стали причиной написания статьи на эту тему. О вкусах не спорят. Но, почему бы их не обсудить? Уверен, что некоторые из мыслей этой статьи могут оказаться близки Вам или кому-то из ваших знакомых.
Что же такого притягательного для нас в старом кино? Что заставляет обращаться к нему человека из другого времени, человека с другим образом жизни и стилем мышления?
Первое - это яркое противостояние добра и зла, хорошего и плохого. В "старом" кино всегда и с первого взгляда было понятно, кто положительный, а кто - отрицательный персонаж. И для этого "злодею" вовсе не обязательно быть в прямом смысле слова "монстром" или чудищем. Можно быть и обычным человеком. Но на лицо есть явное противостояние, которое длится на протяжении всего фильма. В современных фильмах нередко бывает, что все противостояние состоит из двух-трех, а иногда и вовсе, одной, сцены. Таким образом, напряженно длящееся в "олдскульных" фильмах противостояние цепляет.
Монологи/диалоги - это второй пункт, особо выделяющий старое кино. Порою, за такие диалоги даже можно невольно испытать чувство испанского стыда (но это не точно). Но даже любительская озвучка, даже некоторые ошибки и искажение перевода оригинальной озвучки придают "старому" кино особую изюминку и (лично мое мнение) нисколько его не портят.
Харизматичные персонажи. Персонажи, которые сами заинтересованы в том, чтобы вести себя как "злодей" или "хороший парень". Персонажи, которые заставляют нас поверить в то, что они действительно противостоят своими действиями главному герою, а не просто занимают место "хорошего парня" или "злодея" до самого конца фильма. Здесь я не буду приводить иллюстраций, потому что у каждого свой образ идеального харизматичного персонажа.
Необычная музыка. Я заметил, что в старых фильмах есть много фоновой музыки. И особенно интересно, когда эта музыка не запоминается. И когда она больше нигде не звучала, кроме этого олдскульного фильма - то есть, писалась конкретно под него. Получается, что эта олдскульная музыка буквально раскрывается в этом олдскульном фильме.
Или наоборот, когда в "старом" кино ну очень запоминающийся трек.
Длительность. Старые фильмы иногда затянуты. Современному зрителю, искушенному стремительностью современных фильмов (нам это тоже бывает не чуждо), подчас не может высидеть и выдержать длительную завязку сюжета и длящееся подчас почти до самого финала напряжение от схватки или приключений главных героев. Тем не менее, тут есть над чем задуматься.
Когда фильм длится слишком долго - это не очень хорошо. Но и когда слишком коротко - тоже не лучшее решение.
Потому что иногда нам не удается досмотреть старый фильм, где есть и игра и режиссура...но уж больно затянуто сюжетное повествование. Хотя, безусловно, фильм может стоить потраченного времени. Хотя бы потому, что он оставит надолго воспоминания. А воспоминания ценны. Но в современных фильмах бывает уж больно все динамично. Это конечно субъективное мнение. Но иногда все идет слишком быстро - например, сцена битвы, соревнования между ключевыми персонажами. которая эпична, но слишком быстро заканчивается - это совсем не цепляет, не оставляет такого заряда эмоций и переживаний.
Сюда же относятся титры. Хотя в титрах может особо ничего не происходить, они тоже могут добавлять атмосферу фильму. И наоборот, слишком затянутые титры (чем иногда "грешат" олдскульные кинокартины) заставляют подумать "Ну когда же уже начнется.."
Особая система ценностей. Когда понятно, где в фильме "добро", а где "зло", сразу понятно, чему может научить нас конкретный фильм. Если после просмотра фильма остается непонятно, что хорошо, а что - плохо. Или фильм "проглочен" и не вызвал ни одной мысли, то с точки зрения ценностей, думается, это провал. Да даже несогласие с какой-то идеей фильма - это лучше, чем безразличие. Хотя, иногда хочется и просто посмотреть фильм и ни о чем не думать. И это тоже неплохо.
Какая связь между фильмами и Тик-Током?
Если представить что любой фильм условно нарезать на "тиктоки" (короткие, запоминающиеся) ролики, то таких "тиктоков" было бы отсилы несколько штук. Хорошо, если штук 10. И это наверное больше подходит комедиям. Но если взять серьезный фильм, то таких "тиктоков" может быть всего один-два за весь фильм. Но если бы серьезный (наводящий на глубокие размышления) фильм состоял бы из одних тиктоков, то думается он бы не был таким серьезным. Потому что должны быть в фильме и неяркие и не особо интересные моменты, которые также являются частью повествования.
Интересно, а какие из этих "фишек" могло бы взять на вооружение новое кино?)