Найти тему
Al and Kov

"Старые" фильмы: почему мы с девушкой предпочитаем их современным

Нам с девушкой по 20 лет. Мы с моей девушкой не заядлые киноманы, но любим провести вечер за просмотром какого-нибудь фильма. И мы с ней заметили интересную деталь: больше половины фильмов, которые мы с ней смотрим и которые нам понравились, - это "старые", так называемые "олдскульные" фильмы.

Поэтому, однажды мы с девушкой собрались одним вечером и вместе подумали:

Может есть что-то в этом "старом" кино такого особенного, что нас так сильно цепляет?

Кадр из фильма "Донни Дарко" 2001 г.
Кадр из фильма "Донни Дарко" 2001 г.

Эти размышления и стали причиной написания мной статьи на данную тему. О вкусах не спорят. Но, почему бы их не обсудить и как следует проанализировать? Уверен, что некоторые из мыслей этой статьи могут оказаться близки Вам или кому-то из ваших знакомых.

Безусловно, предпочтения в кино, как и в любом виде искусства - дело довольно субъективное. "Однако", - подумал я - "может быть этому есть объективное, реальное объяснение, которое не зависит от наших предпочтений. Поэтому в этой статье мы рассмотрим те причины, по которым нам нравятся старые фильмы больше, чем современные и наоборот. Под старыми фильмами мы будем иметь в виду фильмы, выпущенные не позднее где-то 2007-2010 (они для нас относительно старые), а то и раньше в 80-е, 90-е годы и т.д.

Эти размышления и стали причиной написания статьи на эту тему. О вкусах не спорят. Но, почему бы их не обсудить? Уверен, что некоторые из мыслей этой статьи могут оказаться близки Вам или кому-то из ваших знакомых.

Что же такого притягательного для нас в старом кино? Что заставляет обращаться к нему человека из другого времени, человека с другим образом жизни и стилем мышления?

Кадр из фильма "Таксист" с Робертом Де Ниро (1976) Несмотря на год выпуска, нам сегодня хочется пересматривать его вновь и вновь. И дело не только в игре Роберта Де Ниро, но и в особой атмосфере фильма.
Кадр из фильма "Таксист" с Робертом Де Ниро (1976) Несмотря на год выпуска, нам сегодня хочется пересматривать его вновь и вновь. И дело не только в игре Роберта Де Ниро, но и в особой атмосфере фильма.

Первое - это яркое противостояние добра и зла, хорошего и плохого. В "старом" кино всегда и с первого взгляда было понятно, кто положительный, а кто - отрицательный персонаж. И для этого "злодею" вовсе не обязательно быть в прямом смысле слова "монстром" или чудищем. Можно быть и обычным человеком. Но на лицо есть явное противостояние, которое длится на протяжении всего фильма. В современных фильмах нередко бывает, что все противостояние состоит из двух-трех, а иногда и вовсе, одной, сцены. Таким образом, напряженно длящееся в "олдскульных" фильмах противостояние цепляет.

Монологи/диалоги - это второй пункт, особо выделяющий старое кино. Порою, за такие диалоги даже можно невольно испытать чувство испанского стыда (но это не точно). Но даже любительская озвучка, даже некоторые ошибки и искажение перевода оригинальной озвучки придают "старому" кино особую изюминку и (лично мое мнение) нисколько его не портят.

Из некоторых высказываний в старых фильмах нередко получаются мемы, как например из этого в фильме "Человек-паук" 2002 г.
Из некоторых высказываний в старых фильмах нередко получаются мемы, как например из этого в фильме "Человек-паук" 2002 г.

Харизматичные персонажи. Персонажи, которые сами заинтересованы в том, чтобы вести себя как "злодей" или "хороший парень". Персонажи, которые заставляют нас поверить в то, что они действительно противостоят своими действиями главному герою, а не просто занимают место "хорошего парня" или "злодея" до самого конца фильма. Здесь я не буду приводить иллюстраций, потому что у каждого свой образ идеального харизматичного персонажа.

Необычная музыка. Я заметил, что в старых фильмах есть много фоновой музыки. И особенно интересно, когда эта музыка не запоминается. И когда она больше нигде не звучала, кроме этого олдскульного фильма - то есть, писалась конкретно под него. Получается, что эта олдскульная музыка буквально раскрывается в этом олдскульном фильме.

Или наоборот, когда в "старом" кино ну очень запоминающийся трек.

Музыка Chi Mai композитора Эннио Морриконе из фильма "Профессионал" 1981 г.
Музыка Chi Mai композитора Эннио Морриконе из фильма "Профессионал" 1981 г.

Длительность. Старые фильмы иногда затянуты. Современному зрителю, искушенному стремительностью современных фильмов (нам это тоже бывает не чуждо), подчас не может высидеть и выдержать длительную завязку сюжета и длящееся подчас почти до самого финала напряжение от схватки или приключений главных героев. Тем не менее, тут есть над чем задуматься.

Фильм "Челюсти" 1975 г. держал нас в напряжении до самого конца.
Фильм "Челюсти" 1975 г. держал нас в напряжении до самого конца.
Когда фильм длится слишком долго - это не очень хорошо. Но и когда слишком коротко - тоже не лучшее решение.

Потому что иногда нам не удается досмотреть старый фильм, где есть и игра и режиссура...но уж больно затянуто сюжетное повествование. Хотя, безусловно, фильм может стоить потраченного времени. Хотя бы потому, что он оставит надолго воспоминания. А воспоминания ценны. Но в современных фильмах бывает уж больно все динамично. Это конечно субъективное мнение. Но иногда все идет слишком быстро - например, сцена битвы, соревнования между ключевыми персонажами. которая эпична, но слишком быстро заканчивается - это совсем не цепляет, не оставляет такого заряда эмоций и переживаний.

Сюда же относятся титры. Хотя в титрах может особо ничего не происходить, они тоже могут добавлять атмосферу фильму. И наоборот, слишком затянутые титры (чем иногда "грешат" олдскульные кинокартины) заставляют подумать "Ну когда же уже начнется.."

Особая система ценностей. Когда понятно, где в фильме "добро", а где "зло", сразу понятно, чему может научить нас конкретный фильм. Если после просмотра фильма остается непонятно, что хорошо, а что - плохо. Или фильм "проглочен" и не вызвал ни одной мысли, то с точки зрения ценностей, думается, это провал. Да даже несогласие с какой-то идеей фильма - это лучше, чем безразличие. Хотя, иногда хочется и просто посмотреть фильм и ни о чем не думать. И это тоже неплохо.

Мультсериал "Симпсоны" пример того, что там есть над чем подумать, но можно и просто смотреть для приятного времяпровождения! Сериал, конечно, нельзя назвать старым
Мультсериал "Симпсоны" пример того, что там есть над чем подумать, но можно и просто смотреть для приятного времяпровождения! Сериал, конечно, нельзя назвать старым

Какая связь между фильмами и Тик-Током?

Если представить что любой фильм условно нарезать на "тиктоки" (короткие, запоминающиеся) ролики, то таких "тиктоков" было бы отсилы несколько штук. Хорошо, если штук 10. И это наверное больше подходит комедиям. Но если взять серьезный фильм, то таких "тиктоков" может быть всего один-два за весь фильм. Но если бы серьезный (наводящий на глубокие размышления) фильм состоял бы из одних тиктоков, то думается он бы не был таким серьезным. Потому что должны быть в фильме и неяркие и не особо интересные моменты, которые также являются частью повествования.

Интересно, а какие из этих "фишек" могло бы взять на вооружение новое кино?)