Найти тему

Нечисть «Мастера и Маргариты»

413 прочитали

Самый загадочный русский роман переполнен мистикой и магией. А на его страницах действуют существа, которые больше знакомы средневековым демонологам, чем обычным советским читателям. В моей новой статье — персонажи легенд, которые стали прототипами потусторонних героев «Мастера и Маргариты».

Воланд

О его литературном родстве с Мефистофелем — не только из драмы Гёте, но одноименной оперы Шарля Гуно, которую Булгаков очень любил — обычно рассказывают еще на уроках литературы. Поэтому я не буду подробно останавливаться на этом предмете. Однако есть и более неочевидная связь, спрятанная в имени таинственного иностранца.

Не секрет, что Михаил Афанасьевич взял имя своего героя все из того же «Фауста» Гёте — в одной из сцен Мефистофель представляется как дворянин Воланд. Интереснее другой факт.

Воланд — не просто псевдоним нечистого духа и народное имя черта в немецком фольклоре. Первоначально это был самостоятельный персонаж народных преданий, корни которого восходят к скандинавской мифологии.

Вёлунд был кузнецом, что само по себе наделяло его потусторонней властью над огнем и железом. В этом смысле любой кузнец, в том числе и у славян, наделялся особыми силами. Однако Вёлунд был не простым кузнецом, а еще и владыкой светлых альвов.

Если о темных альвах, которые, по сути, являлись привычными нам гномами, можно найти немало сведений в «Эддах», то светлые альвы описаны очень скупо. Они прекрасны как солнечный свет, грациозны, любят танцы и песни, и редко покидают свое царство — Альвхейм. Нетрудно догадаться, что именно светлые альвы стали прототипами привычных нам фэнтезийных эльфов.

И хотя официальным королем Альвхейма считался Фрейр, роль наместника, видимо, исполнял божественный кузнец Вёлунд. С другим кузнецом-небожителем, греческим Гефестом, Вёлунда роднит и хромота. Получил он ее так.

Лоуренс Альма-Тадема. Фауст и Маргарита. Мефистофель идет впереди.
Лоуренс Альма-Тадема. Фауст и Маргарита. Мефистофель идет впереди.

Вёлунд был захвачен в плен жадным конунгом Нидудом, который отнял у него меч, заточил на острове Сварстёд и подрезал сухожилия на ногах, чтобы он не смог бежать. Искусный ремесленник создавал для конунга различные драгоценные вещи, но мечтал о мести и побеге.

Хотя на остров не мог проникнуть никто, кроме Нидуда, однажды его сыновья нарушили строгий запрет и пришли к кузнецу посмотреть на чудесные вещи. Вёлунд расправился с сыновьями обидчика, сделал из черепов драгоценные кубки и отправил их конунгу.

Потом он соблазнил его дочь Бёдвильд, очевидно, как-то оказавшуюся поблизости и улетел на искусственных крыльях, совсем как другой прославленный мифический мастер — Дедал.

Также в «Песне о Вёлунде» упоминается, что у него было два брата — Эгиль и Слагфид, которые отправились разыскивать своих жен-валькирий. Сам кузнец также был женат на крылатой деве Хёрвер.

Вёлунда почитали как покровителя кузнецов и путников. А после нашествия викингов на британские острова, его культ распространился и в Англии.

Кстати, в Беркшире до сих пор есть место Вейланд-Смит — кузница Вёлунда. Даже в Средние века люди верили, что если на ночь оставить там коня и несколько монет, то утром конь окажется подкованным самим Вёлундом.

После повсеместного обращения скандинавских народов в христианство Вёлунд, как и другие языческие божества, естественно, сменил специализацию.

Как валькирии превратились в ведьм, а светлые альвы — в зловредных духов некрещеных людей, так и сам Вёлунд приобрел демонические черты. Его профессия и хромота сделали его идеальным персонажем страшных народных историй.

Интересно, что хотя булгаковский Воланд не хромал, свидетели его описывали именно хромым, но не могли договориться, на какую ногу. Хромота, как и другие физические недостатки, с давних пор были признаками потусторонней природы их обладателя.

Хуго Симберг. Черт у котла
Хуго Симберг. Черт у котла

Бегемот

Кот-оборотень и обаятельный паж князя тьмы, разумеется, назван не в честь обычного гиппопотама. Бегемот встречается еще в книге Иова — Бог описывает праведнику животное, которое, видимо, было известно древним читателям. Современные ученые находят в описании намек на диплодока. Впрочем, этот вопрос все еще является предметом дискуссии.

Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол;
вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его;
поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены;
ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья;
это - верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой;
горы приносят ему пищу, и там все звери полевые играют;
он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника и в болотах;
тенистые дерева покрывают его своею тенью; ивы при ручьях окружают его;
вот, он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его. (Книга Иова, глава 40)

Кстати, чуть ниже описывается и другой загадочный зверь, левиафан.

Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его?
вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его?
будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко?
сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы?(Книга Иова, глава 40)

При этом в тексте эти животные не имеют никакой мистической окраски. Однако в Средние века, когда стало модно составлять различные бестиарии реальных и фантастических существ, а также демонов и духов, Бегемот стал именем демона чревоугодия и вообще телесных инстинктов. Французский судья (и по совместительству охотник на ведьм) Пьер де Ланкр утверждал, что этот демон мог принимать облик любого животного, в особенности — кота, слона, волка и собаки.

Уильям Блейк. Бегемот
Уильям Блейк. Бегемот

Автор «Молота ведьм» Генрих Крамер считал, что Бегемот пробуждает в людях звериные инстинкты. Иногда его изображали существом с лицом на груди, так как верили, что его родиной является Индия, где обитает целая раса таких странных созданий. Но чаще всего анонимные демонологи описывали Бегемота как помесь слона и реального гиппопотама, снабжая пламенным дыханием.

Булгаков смягчил образ, но сохранил некоторые черты прототипа — обжорство и способность превращаться в упитанного низенького типа с кошачьей физиономией.

Азазелло

Азазель в иудейской мифологии был классическим демоном пустыни. В день искупления евреи приносили в жертву двух козлов. Один доставался Яхве, другой — Азазелю. Последний символизировал все грехи народа. Так появился тот самый «козел отпущения».

«Книга Еноха» трактует Азазеля как типичного искусителя: он научил мужчин делать оружие и воевать, а женщин — краситься, носить украшения и смотреться в зеркало, а также избавляться от нежелательной беременности. Появление зеркал и драгоценных камней тоже приписывалось ему.

После мятежа против Бога архангел Рафаил обрубил ему крылья и сбросил в преисподнюю.

Некоторые мифологи видели в Азазеле ипостась египетского бога Сета, повелителя пустынь и песчаных бурь.

Рафаэль Санти. Архангел Михаил повергает демона. Герои другие, но сюжет тот же.
Рафаэль Санти. Архангел Михаил повергает демона. Герои другие, но сюжет тот же.

Азазелло Булгакова также отвечает в романе и за насилие (отправляет из Москвы в Ялту Лиходеева, избивает Варенуху), и за обольщение — когда предлагает Маргарите крем для колдовского преображения. В сцене последнего полета писатель уже подчеркивает его истинный облик демона-убийцы.

«Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца».

Абадонна

Еще один герой иудейской мифологии, Аваддон (то есть губитель) первоначально был символом самой бездны или шеола — обители мертвых. Но в Откровении Иоанна Богослова Аваддон (или Абадонна) уже властитель бездны и предводитель армии саранчи, которую он ведет на бой против людей. Впрочем, некоторые толкователи придерживаются мнения, что саранча в данном случае не насекомое, а еще один тип демонов. Позже Аваддон стал отвечать за военные действия вообще. В этом же качестве он представлен и у Булгакова.

Воланд демонстрирует Маргарите глобус, который в реальном времени показывает военные действия (вероятно, данный эпизод отсылает к гражданской войне в Испании), когда объясняет занятия своего подручного. Впрочем, в этом образе есть и отсылка к Вию Гоголя — любимого писателя Булгакова. Маргарита испытает безотчетный страх перед темными очками Абадонны. Здесь, как и у Гоголя, отражаются народные представления о смертельном взгляде существа из потустороннего мира.

Михаил Врубель. Демон сидящий
Михаил Врубель. Демон сидящий

Гелла

Обворожительная рыжеволосая служанка хотя и носит имя сестры Фрикса, ничего общего с героиней мифа о созвездии Овна не имеет. Однако в словаре Брокгауза и Ефрона геллы (во множественном числе) упоминаются среди ламий и других вампиров античной мифологии. Так на острове Лесбос называли девушек, умерших совсем юными, которые не нашли покоя после смерти. В этом геллы были похожи на русалок, только куда более зубастых и опасных.

В романе Булгакова Гелла — классическая вампирша, которая временно превращает в себе подобного администратора Варьете Варенуху. Парочка пытается расправиться с финдиректором Римским, но последнего спасает троекратный крик циркового петуха — в соответствии с народными легендами о вампирах, которые не выносят солнечного света и крика птицы, возвещающей наступление рассвета.

НАВИГАТОР КАНАЛА