Приветствуем Вас на канале МОДА+ИСКУССТВО!
Последняя картина Карла Брюллова из цикла "Сны", которую мы с вами сегодня разберём, — “Сон бабушки и внучки” 1829-го года.
Бабушка — явная наследница эстетики галантного 18 века и, судя по всему, грезит она о супруге (вероятно, уже почившем), которого мы узнаём в одном их парных портретов, висящих над её кроватью.
Парные портреты супругов были очень распространены в Европе и Российской Империи в 18 столетии, да и в 19 веке их иногда заказывали — часто даже одному и тому же художнику, чтобы сохранить единую эстетику и стиль портретов.
Здесь же, на стене мы видим и оригинальный небольшой предмет, который появился во второй половине 18-го века и может точно датировать период юности и влюблённости спящей бабушки, — профиль-силуэт, которые молодые люди нередко дарили своим возлюбленным в качестве сувенира-напоминания о своих чувствах.
Такие портреты-силуэты появились во Франции в эпоху абсолютизма, да и парные портреты выглядят очень по-французски, давая нам право предполагать, что молодые годы бабушка с картины провела во Франции с модной бархоткой по моде Марии-Антуанетты на шее и в напудренном, но не слишком объёмном (опять же по моде Марии-Антуанетты) парике.
Бабушка видит себя во сне молодой и прекрасной в ту пору, когда головы Марии-Антуанетты и её мужа, французского короля Людовика 16-го ещё не слетели с плеч во время весьма кровавой Французской революции...
Сон внучки расшифровать сложнее, так как его сюжет прописан Карлом Брюлловым менее чётко, но в нём всё же угадываются черты трагического романтизма и культа смерти с образами заброшенным кладбищ и похищениями красавиц страшными существами под покровом ночи.
Романтические настроения, воспевающие эстетику и красоту полуразрушенных усадеб, старых кладбищ и склепов, начали формироваться в Европе как раз во время создания цикла "Сны", примерно с конца 1820-х, и здесь мы видим, как Карл Брюллов тоже отдаёт им дань.
Тема смерти была актуальна для людей 19 столетия, так как, помимо прочего, именно в этом веке чахотка (сегодняшний туберкулёз) забрал жизни многих молодых и красивых. Да и образ сна, который в античности считался братом смерти, тоже характерен именно для 19 века, когда и тема смерти, и тема снов постепенно романтизируется и приобретает весьма привлекательные с точки зрения эстетики черты. На этой картине сон — красивая молодая девушка с венком роз на голове.
И, кстати, если вы хотите узнать об эстетизации темы смерти и её символах больше, приглашаем вас посетить интереснейшую двухчасовую онлайн-лекцию "Символы смерти": https://art-and-fashion.ru/death
Только до 31 декабря вы можете приобрести доступ к ней со скидкой 30% по промокоду 2021.
А на сегодня это всё! Если вам понравилась статья, рекомендуем прочитать предыдущие из этой серии — о сне монашки и девушки перед рассветом, и, конечно, подписывайтесь на канал, ставьте лайки и оставляйте комментарии.
Ваш любимый искусствовед и основательница Школы МОДА+ИСКУССТВО, Полина УХАНОВА