∆ ТРЕУГОЛЬНИК ЛИЧНОСТИ. О поиске себя

  • «Познай самого себя» - слова, которые были высечены на входе в храм Аполлона в Дельфах. А философ Николай Бердяев добавил к этим словам: «и через это познаешь мир»!
  • В последнее время во многих книгах по философии и саморазвитию так или иначе поднимается темя «нахождения себя». Этот поиск себя стал одним из «общих мест» в данной литературе и на курсах по изменению своей жизни.

В данной статье мы рассмотрим, что скрывается под словом «я» и следует ли искать себя «настоящего» (и если следует, то как именно).

  • Каждый из нас задумывался не один раз, кем он хотел бы стать после окончания школы, института или в определённом возрасте. Такие размышления о своём месте в мире не только нормальны, но и необходимы. Они – часть самоанализа проекта по имени «моя жизнь». Да, жизнь – это проект. Она подобна открытию и развитию своего дела, съёмкам фильма или написанию книги.
  • Противники поиска себя говорят, что данный поиск –бессмысленная и вредная затея. Объясняют они такой подход по-разному:
  1. одни считают, что «я» как такового не существует, а существует лишь внимание здесь и сейчас (в этом они повторяют учение Будды);
  2. другие же считают, что «настоящее я» - очередная маска, образ, к которому мы стремимся в погоне за «успехом». Но в этом случае данная маска предназначена не для других, а для…себя самого. А жизнь человека едина и неделима: всё, что с нами происходит все достижения и провалы– и есть наше «я».
  • Первым философом, ставшим исследовать самого человека, был Сократ, оставивший нам известное изречение: «Я знаю лишь то, что ничего не знаю. Другие же не знают даже этого», и др.
Сократ. Фото с yandex.ru
Сократ. Фото с yandex.ru

  • При этом ещё до Сократа другой древнегреческий философ Гераклит (тот самый автор высказывания «Всё течёт, всё меняется») говорил : «Я искал самого себя».
  • Следующий мыслитель, который нам поможет, - основатель экзистенциализма Сёрен Кьеркегор (1813-1855). Датский мыслитель разбил жизненный путь на три стадии (этапа):

1) эстетическую: человек живёт удовольствиями;

2) этическую: осознанный выбор себя и следование своему долгу

3) религиозную: нахождение своего призвания как «путеводной звезды», смысла жизни до конца своих дней.

  • Наконец, нам поможет книга американского блогера Марка Мэнсона «Тонкое искусство пофигизма», в которой есть слова «человеку плохо от того, что ему плохо». Пока не знаю, понимал ли сам автор всю глубину этих слов, но именно эти слова подтолкнули меня к созданию теории отчуждённости .

Теория отчуждённости

Всего есть четыре уровня отчуждённости:

Третий уровень отчуждённости. Человеку хорошо от того, что ему плохо (мазохизм и другие расстройства).

Второй уровень отчуждённости. Человеку плохо от того, что ему плохо (жизнь большинства людей, в чистом виде виде – депрессия).

Первый уровень отчуждённости. Человеку плохо от того, что ему хорошо ( возможная «плата» за внешний успех, за тот самый идеальный образ среди автомобилей, пляжей, яхт и т.д.)

Нулевой уровень отчуждённости (нет отчуждённости). Человеку хорошо от того, что ему хорошо. Это и есть счастье, то «я» которое ищут многие, а находят далеко не все.

Треугольник личности (Треугольник отчуждённости)

Теперь изобразим отчуждённость в виде треугольника, углами которого будут:

  1. Я (нынешний)
  2. Я (образ)
  3. Я (дух)
  • Люди стремятся к своему образу, который может быть так же далёк от духовного «я», как и «я» нынешний. Именно в этом кроется ответ, почему с достижением материальных целей люди в большинстве своём не получают истинного удовлетворения. Они стремились «не туда».
  • Истинное «я» не связано с материальной составляющей. И это тоже нужно понимать: уровень зарплаты, количество квартир, ценностей и друзей может быть любым. К роскоши нужно быть нейтральным, не стремиться к ней, но и не убегать от неё в аскетизм.

Итоги

  • Итак, имеет ли смысл искать себя? Да, если человек не находится в состоянии «хорошо, потому что хорошо».
  • Однако нужно помнить, что направленность поиска не связана с материальными ценностями. Она связана с теми увлечениями, в которых человек хочет развиваться. Что вам мешает сделать ваши увлечения основой вашей жизни, а не отдыхом в «свободное время»? Человеку суждено творить, созидать, ошибаться и творить дальше. В этом и есть поиск своего «я».

Спасибо за внимание!