Найти в Дзене
PROTAGONIST

Мифологема забвения - подлинная суть "Обливиона".

"Обливион" Джозефа Косински изначально пытался казаться тем, чем он на самом деле вовсе не являлся - типичным фантастическим блокбастером в сеттинге пост-апокалипсиса. Однако же отсмотрев весь фильм целиком, ловишь себя на мысли, что сюжет картины далеко не так прозаичен, как предполагалось ранее. Это удивительный в плане визуального ряда, добротно снятый и глубокий по своей подлинной натуре идеологический проект, скрывший в себе множество сложных для восприятия деталей.

Скрупулезная работа Косински повествует о борьбе с устоями системы, надындивидуальной структурой, подавляющей истинную волю человеческого разума. Картина начинается с экспозиционной части, в которой главный герой Джек Харпер (Том Круз) описывает свое видение ситуации на Земле. Харпер - бывший морской пехотинец и на сегодняшний день механик, занимающийся починкой местных боевых дронов, ответственных за охрану водяных вышек. В представленной им картине главное символическое значение имеет разрушенная после инопланетного вторжения планета, отныне представляющая собой иерархию определенных лиц. После мощной атаки со стороны пришельцев остатки человеческого рода перебрались на так называемый ТЕТ, космическую станцию, которая намерена достигнуть спутника Сатурна - Титана, для его дальнейшей колонизации.

Небо *ТЕТ*- Воздух *Джек Харпер*-Земля *Падальщики*- основное сюжетное пространство фильма, отсылающее к античной греческой традиции, где каждая из этих трех локаций соотносится со следующими универсальными понятиями: ум, душа и материя.

Иллюзия намеренной манипуляции разумом главного героя выражается в его необъяснимом влечении к сохранившейся литературе. Строки из "Песен Древнего Рима", на которые натыкается Харпер после поединка с падальщиками в заброшенной библиотеке намекают на наличие некой тайны, что вскроется ближе к финалу ленты.
Иллюзия намеренной манипуляции разумом главного героя выражается в его необъяснимом влечении к сохранившейся литературе. Строки из "Песен Древнего Рима", на которые натыкается Харпер после поединка с падальщиками в заброшенной библиотеке намекают на наличие некой тайны, что вскроется ближе к финалу ленты.

Попав в ловушку группы Падальщиков во главе загадочного лидера Бича (Морган Фриман), Харпер наконец понимает, что инопланетные силы, осевшие на полуразрушенной Земле, на самом деле выжившие после люди, которые раскрывают альтернативное видение текущей ситуации: ТЕТ - главный антагонист ленты.

Таким образом, авторы инвертируют первостепенную символику лора, полностью меняя привычный для зрителя ход игры. При помощи подобного сюжетного твиста постепенно начинает меняться вся атмосфера картины в целом, ведь центральный конфликт воспринимается в другом ключе, а представленные ранее архетипы обретают совершенно иной фундамент. Герой Круза открыто объявляет войну той зловещей системе, что подчинила его разум себе. Чувственность хочет выйти из под власти разумного. Хаос хочет уничтожить устоявшиеся мировые рамки.

Пока все мы поглощены столь захватывающей сменой парадигмы внутри Джека, стоит буквально на секунду отстранится от предложенной картины с ее правилами и посмотреть на все события с точки зрения культурного текста, чтобы понять довольно-таки простую мысль - образы фильма отражают обобщенное определение глобального переворота.

Идея беспрекословно выполнять свои рабочие обязанности - неоднозначная тема, априори выбранная режиссером для дальнейшего высмеивания. Кроме традиционной символической триады в фильме используется мифологема забвения, гласящая, что человек при рождении забывает о даре бессмертной сущности и в течение жизни должен вновь открыть ее в себе. Сфера смысла всегда изображалась в виде бескрайнего небесного пространства, однако же здесь создатели говорят об обратном - Рай находится на Земле. Персонаж Круза, основываясь на собственных снах, представляющих собой обрывистые воспоминания прошлого, строит маленькую хижину рядом с озером. Для Харпера это уютное скромное жилище - истинный дом, где он бы хотел остаться на всю жизнь и то тайное место, в котором царят нескончаемые размышления, связанные с неизвестной и одновременно очень знакомой девушкой.

-3

Этой девушкой является жена Джека - Юлия (Ольга Куриленко). Образ героини можно интерпретировать как аллюзию на оккультную форму Люцифера - она, словно падший ангел света, приносит народу утраченные знания. Что же касается Падальщиков, то перед нами революционеры, низшие, не знакомые с понятием гуманности, ведь благие идеи возникают лишь из высшего, с которым низшие и сражаются.

Финал ленты направлен на кульминационное раскрытие образа Джона Харпера. Данный персонаж - приближенная версия Одиссея (Джек также пилотировал одноименный корабль), одолевшего циклопа Полефема при помощи своей смекали и хитрости. Отправившись прямиком в ад/сердце ТЕТа, герой жертвует собой ради спасения родной планеты и вскоре возрождается в виде клона-52. Тем самым история "Обливиона" крутится вокруг борьбы за свободу, силы любви и познания самого себя через героическую жертву во благо высшей цели.

"И смерти нет почетней той, что ты принять готов за кости пращуров своих, за храм богов…"
"И смерти нет почетней той, что ты принять готов за кости пращуров своих, за храм богов…"
Если создать специальные условия: заставить забыть о своем родстве, о своем Боге, извратить достоверную информацию, то человеческий род запросто перестает критически мыслить и вскоре превращается в легко управляемых клонов. Но рано или поздно обманутые люди выйдут из забвения, и поможет им в этом Душа...
При первом ознакомлении "Обливион" может показаться стандартным развлечением со вторичным сценарием. Правда же в том, что перед нами качественно сделанный интеллектуальный Sci-fi, завернутый в обертку динамичного экшен-приключения и по совместительству самый недооцененный фильм 2013-ого года.