38 подписчиков

Психологический разбор главного героя фильма "Отрочество"

Настоящий психолог уже не может спокойно смотреть фильмы, не анализируя героев картины с точки зрения различных психологических теорий. И сегодня хотелось бы поделиться разбором личности одного из героев фильма "Отрочество" - Мейсона.

Настоящий психолог уже не может спокойно смотреть фильмы, не анализируя героев фильма с точки зрения различных психологических теорий.

Фильм повествует об истории жизни Мейсона, его детстве и юности. Семья Мейсона происходила из Техаса. Он переживает развод родителей, случившийся из-за алкоголизма отца, повторный брак и ещё один развод. Он растет в семье с матерью-одиночкой и старшей сестрой Самантой. Мейсон переживает увлечение музыкой, Гарри Поттером, «Звёздными войнами». Знакомится с выпивкой и марихуаной, возникает влечение к противоположному полу. Когда приходит время, знакомится с Шиной, которая становится его девушкой. Поступает в колледж. Картина заканчивается пешей прогулкой Мейсона и его новой знакомой Николь в парк Биг-Бенд. Они рассуждают о мимолетности бытия.

История охватывает двенадцать лет самой обычной жизни (от первого класса в школе до первого дня в колледже) и складывается из небольших эпизодов, показывающих взросление и отношения с родителями ребёнка, подростка, юноши. Сюжет разворачивается на фоне меняющегося времени, американской истории, политики, культуры от войны в Ираке до президентства Барака Обамы.

Структура личности по Э.Эриксону.

В фильме показывается взросление Мейсона примерно с 5 до 18 лет, поэтому мы можем наглядно увидеть прохождение им определенных этапов и кризисов из модели развития личности Э.Эриксона.

1 стадия (0-1 год) – доверие или недоверие.

Эта стадия не показывается в фильме, но мы можем видеть её последствия. Главный герой является замкнутым мальчиком, с пессимистическим настроем и недоверием к миру. Также вывод о неудачном прохождении этой стадии мы можем сделать по сцене, где мать произносит монолог о том, что ей не хватает свободного времени, времени на себя и забота о детях её тяготит.

2 стадия (2-3 года) – самостоятельность или нерешительность

Эта стадия также не показана в фильме, но по нерешительности и неуверенности его движений и решений во взрослом возрасте, мы можем понять, что эта стадия также не прошла успешна. Мать часто старается сделать за ребёнка то на, что он способен ( в фильме, например, сдать за ребёнка домашнее задание) или стыдит его за нечаянные поступки (разбитая чашка, например).

3 стадия (4-5 лет) – инициатива или чувство вины

Настоящий психолог уже не может спокойно смотреть фильмы, не анализируя героев фильма с точки зрения различных психологических теорий.-2

На это стадии Мейсон сталкивается с мужчинами своей матери, её новым мужем, который резко ограничивает его свободу деятельности, запрещает проявлять инициативу ( например, не разрешает слушать любимую музыку, самостоятельно сделать заказ в кафе). Это приводит к тому, что у него появляется большое чувство вины, он становится пассивен, скован и в будущем становится не способным к продуктивному труду.

4 стадия (6-11 лет) – трудолюбие или чувство неполноценности

В этом возрасте отчим запрещает Мейсону заниматься любимым делом, увлекаться граффити и фотосъемкой, говоря о том, что главное в его жизни обязанности по дому и научная деятельность. Его негативно сравнивают с его старшей сестрой, которая справляется с школьной программой на отлично. Также имеет место быть случай, когда отчим приводит его в парикмахерскую с намерением состричь волосы, которые очень нравились Мейсону. После этого и сам мальчик чувствует себя некомфортно и в классе над ним начинают смеяться. Это все приводит к развитию чувства неполноценности.

5 стадия (12 – 19 лет) – идентичность или смешение ролей

Эта стадия еще не разрешилась кризисом в фильме, но Мейсон находится близко к этому. Он старается начать доверять окружающему его миру, развиваться в фотографии и принять на себя в будущем роль профессионального фотографа. Он осознает свою уникальность и начинает адекватно себя оценивать. В этом возрасте у него разрешаются конфликты с матерью, родным отцом и сестрой, он начинает чувствовать поддержку со стороны семьи. Фильм заканчивается на моменте, когда он принимает решение бросить вызов родительским и общественным нормам и следовать по собственному пути развития, поступив в университет и уехав из родительского дома. Можно предположить, что данный кризис окончиться для него успешно и он сможет обрести собственную эго-идентичность.

Фильм очень ярко и наглядно показывает развитие личности от самых малых лет и до юности, а главное дает зрителям на примере Мейсона увидеть, как важны правильное воспитание и благоприятная обстановка в семье для полноценного и разностороннего развития. Очень рекомендую фильм к просмотру!