💞Романтические сны Карла Брюллова. Что происходит на картине "Сон монашенки"✝️

Приветствую вас на канале МОДА+ИСКУССТВО!

23 декабря 1799-го года, 221 год тому назад в семье скульптора-академика родился будущий известных и любимый многими художник Карл Брюллов, прославившийся многими картинами, особенно, "Последним днём Помпеи" и серией итальянских пейзажей и сюжетов. Но мы хотим рассказать вам о гораздо менее известных, но интересных произведениях мастера из цикла "Сны", созданного художником в 1830-х. В этой статье расскажем о "Сне монашенки", написанном в 1831 году.

Подписывайтесь на канал МОДА+ИСКУССТВО! С нами интересно!
Подписывайтесь на канал МОДА+ИСКУССТВО! С нами интересно!

Глядя на картину, очевидно, что монашке приснилась любовь с молодым человеком и счастливая идиллия вдвоём. Как может быть, чтобы представительнице церкви снились чувственно-романтические сны? Давайте разбираться!

Как в православии, так и в католичестве правила монашеской жизни, естественно, не подразумевают интимных отношений, так как физическая чистота считалась и считается одной из безусловных христианских добродетелей, тем более, что обряд пострига в монахини символически превращает женщину в невесту Христову, так что других женихов у неё, конечно, быть не может.

Однако, далеко не всегда в прошлые века девушки и молодые женщины оказывались в монастырях добровольно, по воле души и сердца, так что вполне естественно, что некоторые монашки мечтали совсем о другой жизни и видели соответствующие сны, что мы и видим на картине Карла Брюллова.

Карл Брюллов "Сон монашенки". 1831 г. С сайта https://gallerix.ru/album/Brullov/pic/glrx-861764526
Карл Брюллов "Сон монашенки". 1831 г. С сайта https://gallerix.ru/album/Brullov/pic/glrx-861764526

Кроме вполне естественного и нормального духовного стремления отдать всю себя служению Христу, причин попадания в монастырь могло быть множество — от бесплодия и невозможности подарить мужу наследника до вдовства. Причём в том, что на самом деле бесплодным мог оказаться мужчина, а не женщина, никто в то время разбираться не собирался.

Более того, мужу гораздо "выгоднее" было запрятать бывшую жену в монастырь, где она не сможет вторично выйти замуж или зачать вне брака, чем поставить себя в потенциально неприятную и стыдную ситуацию оказаться виновником бесплодия.

Быть бесплодным было не только стыдно — раз Бог не дал детей, значит что-то нехорошее он о тебе и твоей супруге знает, но и, фактически, равно импотенции, по мнению обывателей того времени.

Бывали случаи и когда женщина самостоятельно, по собственной воле покидала свет, пресытившись мирскими удовольствиями или не желая выходить замуж — для девушек, которые не стремились связывать себя узами брака, не было иного приличного выхода, чем уйти в монастырь.

Карл Брюллов "Монахини монастыря Святого Сердца в Риме, поющие у органа". 1849 г. С сайта https://gallerix.ru/pic/_EX/1377739205/629321289.jpeg
Карл Брюллов "Монахини монастыря Святого Сердца в Риме, поющие у органа". 1849 г. С сайта https://gallerix.ru/pic/_EX/1377739205/629321289.jpeg

Сновидческая сцена, нарисованная для нас Брюлловым, весьма галантна и стилистически очень близка эстетике 18-го столетия, когда чувственная любовь привлекала всеобщее внимание, но причёска и одежда девушки — из Италии 19-го века (напомним, что Брюллов много писал Италию и очень любил культуру и эстетику этой прекрасной страны).

Тщательно уложенные локоны и романтическое платье отражают моды 30-х годов 19-го столетия, когда чувства и романтичность начали выходить на первый план и становиться главными властителями умов людей этой эпохи, что отразилось в одежде и аксессуарах.

Карл Брюллов "Всадница". 1832 г. Обратите внимание, как причёска всадницы похожа на ту, что видит монашка у себя во сне. Локоны в моде! С сайта https://gallerix.ru/album/Brullov/pic/glrx-289871215
Карл Брюллов "Всадница". 1832 г. Обратите внимание, как причёска всадницы похожа на ту, что видит монашка у себя во сне. Локоны в моде! С сайта https://gallerix.ru/album/Brullov/pic/glrx-289871215

Монастырь на картине изображается католический, что видно и по слишком смелому для православия сюжету, и по форме креста, который висит над кроватью девушки и изображён на двери её кельи-комнаты, а также по одежде монахини, приоткрывшей дверь. На спинке стула девушки мы видим фрагменты такого же наряда, в котором изображена бодрствующая женщина (римская монахиня).

Крест над кроватью спящей — самый распространённый в западном мире, простой латинский, который также принято называть "крестом Распятия", с верхней табличкой и начертанной на ней аббревиатурой INRI: "Иисус Назарей Царь Иудейский", а на двери изображено ещё и пылающее алое сердце — известнейший в Европе символ Богородицы, которая, естественно, почиталась главной покровительницей женских христианских монастырей всего мира.

Фрагмент картины Карла Брюллова "Сон монашенки". С сайта https://gallerix.ru/album/Brullov/pic/glrx-861764526
Фрагмент картины Карла Брюллова "Сон монашенки". С сайта https://gallerix.ru/album/Brullov/pic/glrx-861764526

Над дверью на латыни написана молитва-призыв, который виден не полностью, но легко угадывается: Ora pro nobis — "Молись за нас".

Вот такая интересная картина из цикла Брюллова "Сны". Если вам понравилась расшифровка и было интересно, ставьте лайк и подписывайтесь на канал — уже завтра опубликуем статью о "Сне молодой девушки перед рассветом" из этой же серии.

Ваш любимый искусствовед и семиотик моды и искусства,
Полина УХАНОВА