Найти тему

Комедия Гайдая, чудом избежавшая запрета

В 1962 году советские зрители фактически впервые увидели настоящий американский вестерн - картину «Великолепная семёрка». Летом того же года режиссёр Леонид Гайдай начал снимать очередной фильм, и, по странному стечению обстоятельств, там тоже были элементы вестерна и описания событий на Диком Западе. На первый взгляд, это было очень удачное совпадение -

«Великолепная семёрка» в СССР снискала фееричный успех, а лента Гайдая могла бы его подхватить.

Но к тому моменту, когда Гайдай завершил съёмки ленты «Деловые люди», ситуация в мире резко изменилась: разразился Карибский кризис, и всё, что хоть как-то было связано с США, моментально попало в категорию запретного.

Кадр из фильма  «Деловые люди»
Кадр из фильма «Деловые люди»

К началу шестидесятых в активе Леонида Гайдая были в основном короткометражки. Сотрудничество режиссёра с троицей Вицин-Моргунов-Никулин принесло популярность им всем. Правда, Гайдай подумывал отойти от комедийного жанра и снять ленту серьёзную и начал искать материал. Но руководство киностудии «Мосфильм» и, в первую очередь, её директор Иван Пырьев, было твёрдо уверено, что

Леонид Гайдай - потрясающий комедиограф, которому, как никому другому, удаётся видеть юмор в обыденности, и истории драматические - это не его путь.

Тогда был найден компромисс - режиссёру предложили экранизировать произведения американского писателя О. Генри. Гайдай этого автора ценил и любил, поэтому согласился.

Фото со съёмок. Режиссёр Леонид Гайдай
Фото со съёмок. Режиссёр Леонид Гайдай

Рассказы для экранизации режиссёр выбрал сам. Первая новелла, «Дороги, которые мы выбираем», комедийной не была, но именно в ней были те самые элементы вестерна, которые только что оценил советский зритель. Интересно, что

снимали американские пейзажи частично в Крыму (там воссоздали прерии), а частично - в центре Москвы (городские сцены).

Окрестности крымского города Белогорска прекрасно «сыграли» роль техасских прерий, и погони на лошадях там смотрелись весьма натуралистично, в духе истинных ковбоев. В Крыму же сняли и некоторые сцены последней, самой искромётной новеллы «Вождь краснокожих» про маленького сорванца, которого так опрометчиво похитили мошенники.

Выбирая актёров для драматичной новеллы «Дороги, которые мы выбираем», Гайдай умышленно отказался от известных лиц. Ему хотелось максимальной достоверности, так что нужны были исполнители без шлейфа прежних работ. На площадку пригласили Владлена Паулуса и Александра Шворина. Оба уже играли в театре и понемногу снимались в кино, но узнаваемости не имели. Ковбои в исполнении Паулуса и Шворина выглядели убедительно и смотрелись на экране не хуже американских. Кстати, здесь же впервые появился у Гайдая актёр Виктор Уральский, который потом будет постоянно сниматься в его картинах в эпизодических ролях.

Фото со съёмок. Леонид Гайдай, Георгий Вицин, Алексей Смирнов
Фото со съёмок. Леонид Гайдай, Георгий Вицин, Алексей Смирнов

В двух других новеллах, комедийных, появились уже популярные артисты: Юрий Никулин, Георгий Вицин, Ростислав Плятт, Георгий Милляр, ранее работавшие с Гайдаем. Кстати, Георгий Милляр здесь выглядел нетривиально: большей частью он появлялся на экране в образах сказочных, а уж его многочисленные Бабы Яги стали притчей во языцех.

В «Вожде краснокожих» Милляр сыграл американца отца мальчишки-хулигана, и был неожиданно правдив и точен.

Зрители, привыкшие видеть Милляра в сложном гриме Кощея или Бабы Яги, были всерьёз обескуражены его элегантностью, пусть и окрашенной комедийными тонами.

Но, несмотря на участие именитых артистов, успех заключительной новеллы во многом обеспечил юный актёр Серёжа Тихонов. Гайдай это отчётливо понимал, поэтому искал мальчишку долго.

Сначала он подумал о Надежде Румянцевой, миниатюрной актрисе с детским голосом, которая в театре часто играла мальчиков.

Но Румянцевой было уже за 30, и если на театральной сцене она была достоверной, то на киноэкране любой крупный план сразу бы выдал, что перед камерой - не хулиганистый парнишка, а взрослая женщина. Поиск затянулся на месяцы, однако в итоге актёра нашли - роль сыграл московский школьник Серёжа Тихонов. И поразительно, что на фоне мастеров, звёзд кино, опытных артистов он не только не потерялся, но и где-то даже обошёл их.

Когда съёмки подходили к концу, группа начала беспокоиться:

картину из американской жизни в момент обострения отношений с США цензоры могли счесть крайне неуместной.

Но, к счастью, чиновники проявили благодушие и оценили комедийность ленты, так что через худсовет «Деловые люди» прошли с минимальными замечаниями. Гайдай сумел убедить цензоров, что его картина обличает нравы американцев и высмеивает западную жизнь, так что для советского зрителя она будет даже полезна.

Весной 1962 года «Деловые люди» вышли в прокат. Ленту посмотрело втрое меньше зрителей, чем «Великолепную семёрку», но и этот показатель был внушительным:

с аудиторией 23 миллиона фильм Гайдая вошёл в двадцатку лидеров кинопроката.

Ну и, как это часто бывало с гайдаевскими историями, «Деловые люди» подарили нам несколько крылатых фраз, включая хиты про Боливара и канадскую границу.

А какая новелла из «Деловых людей» нравится вам больше других?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-4