2,2K подписчиков

Типографским шрифтом: что нужно знать о Барбаре Крюгер

272 прочитали

«Твое тело — поле боя». Это название знаменитой работы Барбары Крюгер, копию которой сейчас расклеивают в городах Польши. Плакат американки стал символом борьбы женщин за свои права и протеста против политики властей. Последние пару месяцев имя 75-летней Крюгер регулярно попадает в новости. Мы решили отмотать назад и вспомнить, с чего художница начинала и почему предпочла буквы глянцевым картинкам.

Барбара Крюгер, «Без названия», 1989.
Барбара Крюгер, «Без названия», 1989.

— Своим главным художественным приемом Барбара Крюгер сделала работу со словом.

Ее произведения напоминают рекламу и агитационные плакаты. И это неслучайно. Они были хорошо знакомы художнице. Свою карьеру она начала в издательском бизнесе: долгое время работала в Conde Nast, верстала Vogue и именно там, по ее собственному признанию, научилась «объединять слово и изображение». Правда, еще Крюгер признавалась, что в вылизанном мире гламура чувствовала себя «трубочистом».

Барбара Крюгер, 1982, photo by Peter Sumner Walton Bellamy.
Барбара Крюгер, 1982, photo by Peter Sumner Walton Bellamy.

—  Барбара Крюгер родилась в 1945 году в Ньюарке, штат Нью-Джерси.

Ее отец был техником-химиком в Shell, мать — секретарем по правовым вопросам. Детство будущей художницы было скромным: она признавалась, что даже не имела собственной комнаты. «У нас была квартира в «черном» районе. То, что я наблюдала в детстве, оказало огромное влияние на мое дальнейшее творчество, на мои представления о власти, контроле, иерархии и маргинализации», — писала Крюгер в рассказе о своей жизни, опубликованном в журнале Dazed & Confused.

Барбара Крюгер, «Без названия (Деньги могут купить твою любовь)», 1985
Барбара Крюгер, «Без названия (Деньги могут купить твою любовь)», 1985

— Полтора года Крюгер проучилась в Сиракузском университете, но признавалась, что там чувствовала себя «инопланетянкой»:

«… мои сокурсники были по большей части очень богатыми, даже пластические операции на лице себе делали».

Оттуда художница перешла в Школу дизайна Парсонс, где ее наставницей стала Диана Арбус. Крюгер вспоминала о ней так:

«…первый мой образец для подражания женского пола, у которого не было привычки натирать кухонный пол по шесть раз на дню».
Барбара Крюгер, портрет Дианы Арбус.
Барбара Крюгер, портрет Дианы Арбус.

— Дизайнером, впрочем, Барбара Крюгер так и не стала.

«Им надо создавать миллион картинок, которые должны изображать полное совершенство — чего желает клиент», — позднее отмечала она. И говорила, что сама была на это не способна. Первые художественные работы Крюгер начала делать в 1969-м, а к началу 1980-х ее персональный стиль окончательно сложился. Ее главные инструменты: внушительного размера буквы, кричащий красный цвет, лаконичный шрифт, удобный для быстрого чтения. Эти работы предназначались для улиц, не для музеев. Порой она сама расклеивала свои плакаты. Например, тот самый «Твое тело — поле боя». Его художница клеила на улицах Вашингтона в 1989 году, когда в городе должен был состояться марш за репродуктивные права женщин.

Барбара Крюгер, плакат «Твое тело — поле боя», 1989.
Барбара Крюгер, плакат «Твое тело — поле боя», 1989.

— Сама Барбара Крюгер категорически не согласна с тем, чтобы ее называли политическим художником.

«Мои работы во многом о власти и как она относится к жизни, смерти, сексуальности, ценности. Но я не политический художник, такая позиция кажется мне маргинальной», — отмечала американка. При этом она отлично разбирается в политике и вовлечена в нее.

«Я просто помешана на новостях. Я каждый день читаю на бумаге The New York Times и The Los Angeles Times, и еще The Guardian по Интернету. Кроме того, я все время хожу по новым сайтам как левого, так и правого, и центристского толка».

В 2016 году перед президентскими выборами в США Крюгер сделала обложку специального выпуска New York Magazine. Красный прямоугольник с надписью «Loser» был размещен на черно-белой фотографии Дональда Трампа.

Барбара Крюгер, обложка для New York Magazine, 2016.
Барбара Крюгер, обложка для New York Magazine, 2016.

— «Есть концептуальное искусство, очень сложное, создающее системы и коды. Чтобы понять одну работу, ты должен знать предысторию, работы других художников», — отмечала Крюгер в интервью порталу Artguide.

И добавляла, что ее произведения может понять каждый.

«У меня все проще: достаточно понимать текст. Последние 15 лет я занимаюсь созданием масштабных инсталляций, работаю с видео. Зритель оказывается внутри работы. И я надеюсь, что люди поймут их вне зависимости от того, где родились и где учились».
Барбара Крюгер, «Без названия (Я покупаю – следовательно я существую)».
Барбара Крюгер, «Без названия (Я покупаю – следовательно я существую)».

— Работа Барбары Крюгер «проникла» даже на российское телевидение (и нет, речь не о сюжете на канале «Культура»).

В заставке программы «Пусть говорят» был использован стиль инсталляции американки. В интервью журналу «Собака» бывший ведущих шоу Андрей Малахов даже признавался:

«…когда ее делали дизайнеры, я об этом не догадывался. И только года через три, когда погрузился в современное искусство, узнал про Барбару Крюгер, я понял, что они неплохо протроллили. Это очень смешно».
Барбара Крюгер, «Без названия (Деньги, деньги, деньги)».
Барбара Крюгер, «Без названия (Деньги, деньги, деньги)».

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.