Во время нынешней сезонной круглосуточной тьмы я сидела в заточении многоэтажной башни в рабстве у компьютера и печалилась из-за ограничений. И вдруг Вселенная сжалилась надо мной и подбросила возможность принять участие в предновогоднем волшебстве.
Осторожно, чтобы не спугнуть удачный случай, выбралась я из своего царства Тридевяткино. Воспользовавшись ритуальной тряпочкой, которая ныне открывает все общественные места и оберегает от штрафов, пробралась в метро, которое в одно мгновенье домчало меня до главной городской площади, где вопреки всему сверкает огоньками елочка.
По камушкам брусчатки допрыгала до разутых Атлантов, потом вдоль Зимней канавки, поворот, тяжелая дверь и… вот она заветная шкатулка-табакерка Эрмитажного театра.
В тот волшебный вечер в Эрмитажном театре состоялась закрытая премьера восстановленного балетного спектакля «Испытание Дамиса» («Барышня-служанка»), который был создан специально для сцены этой камерной театральной площадки более ста лет назад Мариусом Петипа, Александром Глазуновым и директором Императорского Эрмитажа в 1899-1909 гг. Иваном Всеволожским.
По их задумке спектакль должен был переносить зрителя в мир полотен Антуана Ватто (1684-1721) и Никола Ланкре (1690-1743), хранящихся по сей день в Государственном Эрмитаже, Лувре, музее Виктории и Альберта, а также многих других музеях мира.
«Закрытый характер и заведомая избранность публики определили выбор сюжета, - объясняет хореограф-постановщик балетного спектакля Станислав Беляевский. - Спектакль был задуман как изящная шутка из жизни французского аристократического общества XVIII века. Эта история о знатной девушке Изабелле, желающей, чтобы ее полюбили не за происхождение и богатство, и устроившей испытание своему жениху Дамису. В целом спектакль очень специфический, так как ему необходима камерная сцена, чтобы была видна мимика актеров. Кроме того движения исторического танца в длинных платьях на большой сцене теряются, а в пространство камерной сцены вписываются идеально».
Подготовка к спектаклю длилась больше года. За это время была воссоздана утраченная оригинальная хореография. Это стало возможно благодаря сохранившимся нотациям из Гарвардской Театральной Коллекции библиотеки Хоутона. Декорации и костюмы восстанавливались по сохранившимся в Петербургском музее театрального и музыкального искусства и Петербургской государственной театральной библиотеке эскизам Ивана Всеволожского и полотнам Ватто и Ланкре.
В премьере возрожденной версии спектакля были заняты солисты и ведущие артисты Мариинского, Михайловского и других театров Северной столицы. Оригинальная музыкальная партитура исполнена симфоническим оркестром Olympic Symphony.
В скором времени спектакль «Испытание Дамиса» войдет в репертуар Эрмитажного театра и его смогут увидеть все желающие.
Не смотря на ограниченное количество зрителей, аплодисменты были бурными и, самое главное, искренними.
«Пандемия, в конце концов, закончится. А чтобы было легче пережить эти трудные времена, надо представить, что все плохое, что случилось в 2020 году, наколдовали злые феи, но скоро их чары разрушатся. Иначе и быть не может, ведь добро всегда побеждает зло», - предсказал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Не поверить в это утверждение, особенно накануне волшебных Новогодних праздников, невозможно.
Алла Чередниченко.
Фото автора.
Декабрь 2020 год.