2020 - лакмусовая бумажка XXI века, сумевшего возвести потребление в культ. Год, в один миг давший понять человечеству, что действительно важно, а что нет. В памяти навсегда останется тишина городских площадей, страх, замешанный с шоком, пугающее закрытие стран и городов, пустота аэропортов и байка о возвращении дельфинов в каналы Венеции.
Сомнения, теории заговоров и вопросы без ответа так и останутся обратной стороной COVID-19, остановившего привычный ход мира. Другое сегодня принимается обществом с трудом, вызывая испуг от потери мнимой стабильности.
Сидя за новогодним столом, за минуты до боев курантов, каждый подведёт свой личный итог уходящего 2020, сделает выводы, взгрустнет или улыбнется и несмотря ни на что будет верить в лучшее наступающего 2021.
Уйдя от привычных итогов, после которых должно быть либо двоеточие, либо точка, резюмирую яркие события рынка торговой недвижимости 2020 под словом "Summary":
I. Общее:
1. Девиз вечно борющихся сторон рынка коммерческой недвижимости стал "мы все в одной лодке". Девелоперы крупнейших торговых центров наконец-то поняли, что арендные ставки это не суммы в Excel колонках бюджета арендных поступлений, а реальная доля в затратах розничного бизнеса в каждом конкретном помещении.
2. Отзывчивость команды "Avocado Law". В марте 2020 Аня Фрадкин и ее команда сделали типовое письмо для рестораторов, которое бесплатно рассылалось по запросу. Впервые за мою практику консалтинг сделал первый шаг в сторону бизнеса, поставив в приоритет чужие интересы.
3. Новые проекты Саши Сысоева, которыми он делился в своем телеграм канале и общий положительный настрой стали хорошим мотиватором для игроков малого и среднего бизнеса. Одним из проектов, созданным в кратчайшие сроки стал Restik - помощник в создании сайта доставки.
4. Зерно здравого смысла, зародившиеся в умах ведущих дизайнеров и международных брендов, забывших в погоне за успехом и миллиардами, что "планета - это хрупкое стекло".
II. Торговые и развлекательные центры:
Объективность заключается в том, что торговые центры начали испытывать трудности задолго до COVID-19, и события этого года лишь ускорили процесс естественного отбора.
Шальные нефтедоллары поселили в умы девелоперов торговой недвижимости обманчивую уверенность, что ТЦ - это Эльдорадо с золотыми реками и серебряными берегами. Высокий спрос на торговые площади и легкость их реализации создали тот самый мыльный пузырь некачественных проектов, который когда-то должен был лопнуть. Как бы это прискорбно не звучало, но время некачественных квадратных метров пришло к своему логическому закату. Не связывая процент обеспеченности торговыми площадями с анализом покупательской способности, экономической и политической ситуацией в стране, консультанты продолжают выстраивать графики соотношения численности населения с метражами в своих отчетах, сравнивая Москву с Лондоном, Парижем и Нью-Йорком, а девелоперы строить и открывать новые торгово-развлекательные центры, по сути мало отличающиеся друг от друга.
Снижающий обороты девелопмент торговой недвижимости обозначил на карте города следующие проекты:
1. Остров мечты: пока что малодоступный для посещения обычной среднестатистической семьей с двумя детьми первый в России и самый большой в Европе крытый парк аттракционов открылся 29 февраля 2020 года. Гордость выражена общими данными, опубликованными на городских порталах. О реальном успехе проекта площадью 300 000,00 м2 с 27 тематическими зонами, концертным залом, гостиницей на 410 номеров и яхт школой для детей, набором кафе и магазинов можно будет судить по количеству хештегов и фотографий с счастливыми лицами малышей в социальных сетях. В прозрачном мире лояльность определяется с любого телефона за пару минут.
2. ADG Group: такое впечатление, что команда ADG Group взяла на себя ответственность за выполнение плана по вводу квадратных метров и открыла двери шести районных центров: Высота, Марс, Нева, Рассвет, Будапешт, Эльбрус. Заклеенные баннерами витрины магазинов намекают, что не все так гладко и легко, но как поется в песне Depeche Mode: "try walking in my shoes".
3. ТЦ "Европолис": это крупнейшая переделка существующего ТЦ Москвы, начатая российским девелопером Fort Group. Команда проекта заточена на успех. Доказательства выражены в упорстве, амбициях и домом на колесах Максима Левченко, который разместился на крыше молла. Расположение объекта, которое ТЦ-конкуренты сегодня считают минусом, может стать большим плюсом, если девелопер проработает кейс Mall of America, сделав акцентом маркетинговой кампании соседство с ВыставкойДостиженияНародногоХозяйства, и, прировняв масштаб проекта к ДостижениямРоссийскогоРитейла, обязательным к посещению.
III. Стрит ритейл:
Аналитика стрит ритейла разнообразна, как и сами улицы большого города. И пока на одних торговых коридорах фиксировались массовые закрытия и рост доли вакантных площадей, на других уплотнялась очередь из желающих арендовать помещения на космических условиях. Рейтинг самых желанных локаций возглавляет район Патриарших прудов, получивший федеральную известность после выхода сериала "Беспринципные". Киношники провели параллель между Патриками и Манхеттеном и художественно довели спрос до уровня кипения.
Оставлю в покое дорогой район, выделив сделки за его пределами:
1. Магазин Uniqlo, ул. Новый Арбат, д. 11, стр.1: 21 августа открылся флагманский двухэтажный магазин японского комфортного массмаркет бренда. Очевидно, что только японцы могли оценить простоту линий архитектуры Нового Арбата, отдав предпочтение этому адресу. Субъективно профессиональное мнение: Новый Арбат имеет недооценённый потенциал Елисейских полей и может легко конкурировать с ул. Кузнецкий Мост, если арендодатели будут руководствоваться при выборе арендаторов единством концепции, а не размером арендной ставки, как происходит, например в Лондоне, где есть понимание, что такое инвестиционная стоимость и долгосрочная перспектива.
2. &Other Stories ТЦ "Метрополис": долгожданное открытие, о котором начали говорить еще в конце 2019. Новый магазин от шведского гиганта - это легкий запах Европы при закрытых границах.
3. JYSK: домашнее заточение наглядно показало, что уют - чудодейственное лекарство от карантинной хандры. Некогда светские львицы в срочном порядке переоделись в коучей по этикету и специалистов по сервировке стола. Must have 2020 - несколько столовых сервизов и набор ножей для рыбы. Потеснить на российском рынке датчане вряд ли смогут шведов, а вот дать альтернативу выбора в среднеценовом сегменте - вполне могут при грамотной работе с ассортиментной матрицей.
4. Vogue cafe / Adidas Group: пока телеграм каналы обсуждали закрытие и гадали, кто же станет новым арендатором, смекалистый А.А. Новиков опубликовал на своей странице фото перевернутых стульев, и за неделю до закрытия организовал меню из полного аншлага в залах и листа ожидания за барной стойкой с самого утра. Излюбленное место чиновников, новых русских и тех, кто сегодня ведет кулинарные классы сменит флагман спортивного гиганта. Эта сделка - наглядное доказательство изменений мировой парадигмы и намек на то, что, качать нефть и газ хорошо, но запускать частный космический корабль лучше, дополняя при этом друг друга.
IV. Рестораны:
Некоторые рестораторы проявили себя птицами-феникс, восставшими из пепла, до этого утопив себя публично в крокодильих слезах. Громкие заявления о плачевном состоянии дел шли вразрез с чередой громких и дорогих открытий этого года. Одними из них стали:
1. Красота: гастрономический театр от White Rabbit Family. Это первый ресторанный проект в России, в команду которого вошел человек из руководства Первого канала. Краткое резюме Антона Ненашева на официальном сайте Первого выглядит так:
"Режиссер и директор Дирекции кинопостпродакшна
Автор красочных межпрограммных заставок Первого. В профессиональной среде известен как рекламный режиссер и успешный телевизионный дизайнер. Обладатель двух ТЭФИ и престижной премии Promax."
При том, что стоимость билета на иммерсивный гастро перформанс превышает размер месячной среднестатической заработной платы по стране, купить его также сложно, как и билет в Большой театр. Прогнозирую появление перекупщиков и спекулянтов в Романов переулке, способных утолить голод особо жаждущих зрелищ.
2. Gimpel: если в советские времена Переделкино было адресом творческой интеллигенции, то в новой России писательский поселок стал рафинированной средой обитания тех, у кого помимо денег есть вкус. Без особого пафоса, слегка колуарный Instagram анонсировал имена знаменитых шефов и полную посадку в течение всего лета.
V. Общественные пространства:
1. The Rink: проект на территории бизнес школы Skolkovo и одноименного гольф клуба существует более трех лет, но небывалая активность запестрела в хрониках и лентах Instargram только в этом году. Один из очередных проектов Millhouse, интеллигентно продемонстрировал рынку жилой, да в прочем и коммерческой недвижимости, что окружающая среда и культурный код могут приравнять стоимость жилого проекта за МКАД к цене квадратного метра Золотой мили.
VI. РЕЗЮМЕ:
Пять несбывшихся итогов сбывшихся надежд SavA FM:
1. 2020 - самое красивое сочетание цифр, дающих в сумме дату моего рождения.
2. Преодоление страха высоты, который я несла с собой все сознательные годы и полное доверие миру.
3. Клиенты, с которыми мы были с первой встречи были на одной волне, и их доверие мне в полном ведении сделки по согласованию контрактов и уверенность, что все магазины, открытые в этом году, состоялись благодаря упорству и направленности на достижение поставленных целей.
4. Новый опыт каждого прожитого дня, который учит смотреть шире, чувствовать тоньше и вдыхать глубже.
5. Подписчики SavA FM, дающие драйв писать предпоследний пост до трех ночи наступившего 31 декабря 2020.
VII. ПРОГНОЗЫ 2021:
1. Рост конкуренции в борьбе за конечного потребителя во всех сегментах ритейла и общепита.
2. Появление проектов, ориентированных на кастомайзинг (вторая жизнь вещей), комиссионных магазинов одежды и обуви и прочих товаров.
3. Хлеб - основа гастрономических концепций, рост числа пекарен и булочных.
4. Offline - люкс нового времени.
5. Внедрение стандартов качества, повышение профессионального уровня команды - главная инвестиция бизнеса нового формата, люди - главный капитал, работа с лояльностью - главная цель.
6. Появление зеленых фасадов, разработка концепций "огород на крыше", плавный переход к стандартам green building.
7. Рост инвестиций в мобильные приложения, системы скидок и лояльности в разных сегментах бизнеса, включая малый и средний бизнес.
8. Доброта - основа корпоративной культуры.