Всем привет! Наверняка каждый омич знает эту скульптуру. Спросите любого омского карапуза и он с видом знатока ответит вам, что этот дядька на коне едет биться с "длаконом". И "лыцарь" обязательно победит, ведь он же "зелезный"! А люди постарше без труда назовут имя книжного героя. Такой вот он "лыцарь печального образа", скачущий на месте возле Омского ТЮЗа.
Я не буду сейчас останавливаться на биографии и творчестве Александра Капралова. Кому интересно, в интернете про него есть всё. И много! И вполне заслуженно!
Как говорится, ближе к делу. Итак, кому же сегодня нужен Дон Кихот?
Такие памятники обычно открывали без лишней суеты и шумихи, и лишь потом мы узнавали из выпусков новостей, что где-то что-то появилось. Знакомство горожан с причудливыми скульптурами происходило не сразу, буднично, по случаю, мимоходом.
И вот однажды, случайно, житель Омска Михаил Петровский
столкнулся с Росинантом. Конь озадачил Михаила железным поцелуем прямо в лоб. Вот что Михаил говорит про памятник:
"Сколько раз я подходил к ней (к скульптуре) и рассматривал. Меня поражала экспрессия, мощь порыва движения, необычайность исполнения! Чем она меня привлекает, какая мысль в ней заложена?"
Столкновение было неизбежным ибо Михаил частенько бывал в мастерских Омского Дома Художника, и очень хорошо знал многих тамошних обитателей. А как известно, люди творческие - люди душевные и хлебосольные...
"И тут я понял! - продолжает Михаил. - Дон Кихот - это я и все люди со своими страстями, желаниями, а конь, как гончая собака, несёт нас по жизни, не спрашивая. И жизнь сумасшедшая, и мы все сумасшедшие..."
Так появилась мысль сделать небольшую копию скульптуры в квартиру.
"Стал искать мастера. - сетует Михаил. - Казалось бы, найти скульптора, художника - ничего нет проще... пока не ищешь. К скольким я обращался, уроды-квазимоды - ничего не могут! Говорят: "Зачем тебе это, дядя Миша?"
А, действительно, зачем? Мне, как человеку, сделавшему не одну скульптуру с портретным сходством на заказ, тоже показалось странным желание Михаила. Одно дело - заказ для родственника или знакомого на юбилей, да так, чтобы в единственном экземпляре и в срок, и совсем другое - себе любимому. О, как! И тут Михаил уделал нас сомневающихся одной фразой: "А не ваше собачье дело, - восклицает он, обращаясь к друзьям-художникам, - берётесь за работу или нет?" А те ему и отвечают: "Конечно, нет..."
После тщетных попыток потрогать руками свою мечту, Михаил совсем было отчаялся, но тут мимо проходил я. Бывают же в жизни такие счастливые моменты. Встретились мы на бонах (это такие штуки, к которым лодки привязывают).
Михаил принимал солнечные ванны, щурясь на солнце. Чтобы вам было понятно, мы с ним состоим в одном лодочном кооперативе, и у нас произошёл примерно вот такой диалог:
- А ты чё не загораешь? Уже третий раз за водой бегаешь.
- Да некогда, дядь Миш. Работы много.
- Давай бросай свои вёдра и айда купаться. Жарища!
И то верно. Мы аккуратно сползли с бона. Поскольку в прошлом году протока наша сильно обмелела, воды в ней было по пояс.
Плавать вроде смешно, а вот постоять на песчаном дне и поговорить - самое оно. Михаил быстро оседлал своего конька, заговорив о художниках. Слово за слово, выяснилось, что я тоже имею к этому непосредственное отношение.
- А скульптуру можешь сделать? - с надеждой в голосе спросил Михаил.
- Смотря какую, - ответил я.
- Дон Кихота знаешь?
- Капраловского?
- Ага.
- Конечно, знаю. А зачем он вам?
На сей раз про "не моё собачье дело" дядя Миша предусмотрительно промолчал. Вскоре разговор приобрёл вполне конкретные очертания. Вот как Михаил вспоминает то время:
"Эх, не ищи далече, а оглянись вокруг. Рядышком со мною, на берегу..."
Впрочем, дальше вы уже знаете.
Чтобы наш разговор не остался просто разговором, я привёз Михаилу образцы своих работ, показал фотографии готовых изделий. В какой-то момент хлебосольный дух Омского Дома Художника незаметно перетёк на летнюю веранду с видом на реку, где и состоялось подписание нашего, так сказать, меморандума.
"Всё обговорили, - продолжает откровенничать Михаил, - и пока он (то есть я) не опомнился, ударили по рукам, пока горячо!
А теперь пришло время посмотреть, что же вышло из нашей затеи.
Как видите, "младший брат" Дон Кихота немного отличается от оригинала, но таково было желание Михаила, продиктованное его собственным видением и расположением скульптуры в квартире. Думаю, Александр Капралов не будет на меня в обиде за внесённые изменения. Как-никак мы с ним закончили один и тот же художественно-графический факультет, и я знаю, когда заказчику можно и нужно давать по рукам, остужая его пылкие и необузданные фантазии. На мой взгляд, нам удалось не переступить черту и сохранить первоначальную идею.
Ну что ж, наша история подошла к концу. Передаю слово Михаилу Петровскому.
"Три месяца кропотливой работы, три месяца проклятий в мой адрес, что навязал такую работу, и вот скульптурка у меня дома, в моих руках, можете посмотреть! Моё желание исполнилось! Володя, друг, спасибо тебе, успокоил мою душу."
Благодарю всех за терпение и проявленный интерес! До новых статей.