104,2K подписчиков

Композитные самолёты - шаг в будущее.Что такое "композит". Российские испытания идут на прототипе CТР-40ДТ

16K прочитали
Опытная модель  российского самолёта СТР-40ДТ.   фото: картинки яндекса
Опытная модель российского самолёта СТР-40ДТ. фото: картинки яндекса

Время не стоит на месте. Вместе со временем совершенствуется и техника подвластная человечеству. Ещё совсем недавно все мы летели на самолётах сделанных на основе алюминия и титановых сплавов.

Но в технологиях производств происходит постоянно погоня за чем-то новым . И вот уже в погоне за облегчением конструкции и увеличением скорости, в моду начинают входить совершенно новые модели пассажирских самолётов. Самолёты делаются из так называемых "композитных материалов". Фактически целиком. Облегчение конструкции позволяет в значительной мере экономить на топливе. А топливо,как известно, в авиации на сегодня, один из главных факторов по расходам, когда предстоит преодолевать большие расстояния. Без топлива самолёт остаётся не у дел. Тот кто сэкономил на топливе, тот заработал ощутимую прибыль. И с этим ничего не поделаешь. Мир движется именно по такому пути.

Корпорация "Боинг" уже внедрила и выпускает свои самолёты именно из композиционных материалов. Поэтому она как бы и является флагманом мирового авиастроения. Аэробусы А-320 тоже движутся в том же направлении по исполнению конструкции самолёта.

Так, что же такое, этот самый "композит", о котором все говорят?

Пример простого композиционного материала - это железобетон. Армирующий наполнитель - прутья из металла дают в совокупности с бетоном повышенную прочность конструкциям и защищают их от преждевременного разрушения.

Так же и в самолётостроении. Используемые полимерные композиты имеют армирующий наполнитель. Чаще всего это углеродные волокна, которые облегает матрица из синтетических термореактивных смол. При нагревании композиционный материал образует этакую трехмерную полимерную сетку и на выходе вся конструкция становится довольно жёсткой и даже устойчивой к химикатам. Просто прекраснейший облегчённый материал, детали из которого по прочности превосходят металл!
Есть ещё детали в самолёте - там используют теперь стеклопластик, тоже композитный,но там стеклянные волокна служат армированным наполнителем.

Конструкторы нашедшие такое решение совершили новый прорыв в технике. Теперь из композитов изготавливается всё технически необходимое там, где важны прочность и лёгкость.Обтекаемые кузова спорткаров "Формулы 1", и элитные авто на заказ, давно делают из углепластика.

Конструктивно и самолёт, почти целиком, можно сделать из композитов: и крылья. и фюзеляж, и оперение хвоста, и даже - мотогондолу. Некоторые продвинутые компании уже делают внутренние детали интерьера самолёта. Закон движения прост: чем легче конструкция, тем меньше топлива на пути следования потребляет самолёт. Смотрим на примере схематики конструкции "Боинга" - фото ниже.

Как сделан "Боинг" из композитов.   фото: картинки яндекса.
Как сделан "Боинг" из композитов. фото: картинки яндекса.

В России тоже ведутся подходы к выходу отечественного самолётостроения на передовые технологии. Ещё в 2013-ом году Научно-исследовательский центр "Институт им.Н.Е. Жуковского" начал работу в этом направлении.

За основу решено было взять модель самолёта Як-40. Благо парк старых самолётов этого представительства имеется в стране в достатке(около 400 экземпляров стоят на земле из-за того, что три двигателя "сжирают" непомерное количество топлива). Опытное производство решено было делать на дочерней базе "Института им.Жуковского" - в "Сиб НИА", где имелся подбор необходимых инженерных кадров.Это где-то в Сибири, в районе г.Новосибирска.

За основу был взят фюзеляж и уже в 2016 году шла стабильная разработка кессона удлиненного крыла и подбор двигателей на испытываемую машину.

Модернизированный опытный образец с композитным крылом и двумя двигателями от американской компании Honywell был поднят в воздух и провёл там испытательный полёт в конце 2018-го года.

Самолёт показал прекрасные характеристики и достаточно уверенную устойчивость в воздухе. Тяги двух двигателей вполне хватало, против трёх поставленных в давние времена на Як-40.

В перспективе у самолётостроителей сделать целиком композитный аналог данной модели под названием СТР-40ДТ.

Самолёт СТР-40ДТ в небе.  фото: картинки яндекса.
Самолёт СТР-40ДТ в небе. фото: картинки яндекса.

От прошлого "Яка" на самолёте останутся лишь модернизированные шасси. Всё остальное буде отвечать самым современным требованиям.

Крайне важным остаётся вопрос с двигателями, в период напряженных отношений с американской стороной и санкциями. Предполагается, что эти американские двигатели Honywell смогут успешно заменить на отечественные АИ-222-25.

Характеристики самолёта CТР -40ДТ. Демонстрационная версия.

Пустой самолет,вес - 6500 кг. Вес с нагрузкой - 12900 кг. Высота полёта - 9000 -10000 метров. Дальность - 4000 км.Скорость полёта -650-700 км/ч(у ЯК-40 скорость -500 км/ч).

Расход топлива - 500 кг в час. Разбег - 800 метров. Пробег - 600 метров.

При такой топливной экономичности и дальности полёта ,самолёт вполне способен с тридцатью пассажирами на борту вылететь из Новосибирска и затем приземлиться в Москве!

Перспектива иметь такую машину собственного изготовления - вполне интересна.