Найти тему
История и культура Евразии

Каспийский монстр - военная угроза для НАТО или новое транспортное средство?

Оглавление

Еще на заре авиации летчики и инженеры (а потом и пассажиры) отметили, что самолеты приземляясь, как бы отталкиваются от посадочной поверхности. Этот эффект получил наименование "экран".

Это происходит потому что воздух как подъемная сила генерируется на несущих частях самолета и позволяют ему находиться в воздухе (воздушная подушка).

Воздушные потоки под экранопланом, изображённые художником
Воздушные потоки под экранопланом, изображённые художником

Авиационные инженеры пытались приручить этот эффект и сделать его полезным для авиации, но это у них долго не получалось.

Получилось это у советского кораблестроителя Ростислава Алексеева.

Ростисла́в Евге́ньевич Алексе́ев (5 (18) декабря 1916 год, Новозыбков Черниговской губернии (ныне Брянская область) — 9 февраля 1980) — советский кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов. Конструктор яхт, призёр всесоюзных соревнований, мастер спорта СССР. Лауреат Ленинской (1962), Сталинской премии второй степени (1951) и Государственной премия СССР (1984). Член ВКП(б) с 1950 года.
Ростисла́в Евге́ньевич Алексе́ев (5 (18) декабря 1916 год, Новозыбков Черниговской губернии (ныне Брянская область) — 9 февраля 1980) — советский кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов. Конструктор яхт, призёр всесоюзных соревнований, мастер спорта СССР. Лауреат Ленинской (1962), Сталинской премии второй степени (1951) и Государственной премия СССР (1984). Член ВКП(б) с 1950 года.

Он, еще, в годы войны, начал создавать на судостроительном заводе "Красное Сормово" катера на подводных крыльях, которые в последующем могли развивать скорость до 120 км/час. В катерах использовался эффект "экрана", когда сама вода за счет своих гидродинамических свойств позволяла увеличить скорость катеров, которые были подняты над водой специальными крыльями.

Су́дно на подво́дных кры́льях (СПК) — судно, поддерживаемое над водной поверхностью при движении на эксплуатационном режиме гидродинамическими силами, возникающими на подводных крыльях
Су́дно на подво́дных кры́льях (СПК) — судно, поддерживаемое над водной поверхностью при движении на эксплуатационном режиме гидродинамическими силами, возникающими на подводных крыльях

Его СПК стали массово производиться и продаваться за рубеж с начала 60-х годов.

Но Ростислав Евгеньевич не хотел останавливаться на достигнутом. Он понимал, что само использование крыльев тормозит развитие научной мысли в направлении использования эффекта "экрана". Крылья не выдерживали большей скорости чем 120 км и начинали разрушаться. Поэтому он решил вообще отказаться от них и создать принципиально новый вид транспорта - промежуточный между самолетом и кораблем. То есть "экраноплан".

Летом 1958 года на Горьковском водохранилище был создан исследовательский полигон по испытанию экранопланов. В 1960 году была создана компоновка экраноплана типа "тандем".

Тандем — схема компоновки самолёта, при которой подъёмная сила создаётся двумя крыльями примерно равного размера, расположенными одно за другим.
Тандем — схема компоновки самолёта, при которой подъёмная сила создаётся двумя крыльями примерно равного размера, расположенными одно за другим.

К осени 1961 года был создан первый опытный образец экраноплана СМ-1. Его ходовые испытания перед государственной комиссией были успешными. Особенно экраноплан понравился адмиралу Горшкову - его скорость, незаметность для ПВО, защищенность от мин и торпед, а также возможность самому десантироваться на пологий берег.

Серге́й Гео́ргиевич Горшко́в (13 [26] февраля 1910, Каменец-Подольский, Подольская губерния, Российская империя — 13 мая 1988, Москва, РСФСР, СССР) — советский военачальник, флотоводец, организатор отечественного ракетно-ядерного флота, Адмирал Флота Советского Союза. Главнокомандующий ВМФ — заместитель Министра обороны СССР (1956—1985). Дважды Герой Советского Союза (1965, 1982). Лауреат Ленинской премии (1985) и Государственной премии СССР (1980). Член ЦК КПСС (1961—1988). Депутат Верховного Совета СССР 4—11 созывов.
Серге́й Гео́ргиевич Горшко́в (13 [26] февраля 1910, Каменец-Подольский, Подольская губерния, Российская империя — 13 мая 1988, Москва, РСФСР, СССР) — советский военачальник, флотоводец, организатор отечественного ракетно-ядерного флота, Адмирал Флота Советского Союза. Главнокомандующий ВМФ — заместитель Министра обороны СССР (1956—1985). Дважды Герой Советского Союза (1965, 1982). Лауреат Ленинской премии (1985) и Государственной премии СССР (1980). Член ЦК КПСС (1961—1988). Депутат Верховного Совета СССР 4—11 созывов.

После этого Алексееву одобрили проект боевого транспортно-десантного экраноплана. Он получил наименование КМ (Корабль-макет).

В июне 1966 года КМ был спущен на воду и для дальнейших испытаний отправлен на Каспийское море.

«КМ» (Корабль-макет), за рубежом также известен как «Каспийский монстр» — советский экспериментальный экраноплан, разработанный в конструкторском бюро Р. Е. Алексеева.
«КМ» (Корабль-макет), за рубежом также известен как «Каспийский монстр» — советский экспериментальный экраноплан, разработанный в конструкторском бюро Р. Е. Алексеева.

Это был настоящий монстр, совмещавший в себе способности самолета и корабля:

  • Масса - 240 тонн
  • Грузоподьемность - 304 тонн
  • Скорость - до 500 км/час
  • Полетная дальность - 1500 км

И этот монстр под управлением самого Р.Алексеева совершил свой первый полет над поверхностью Каспия. Успешно!

После этого было решено пусть КМ в серийное производство.

Десантный вариант КМ мог перебросить до 1000 десантников, нес ударные ракеты и противолодочные бомбы. Он мог как десантировать, так и потопить любой корабль противника, вплоть до подводной лодки.

Также был создан проект ударного экраноплана "Лунь".

Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь» (заводской номер С-31, по кодификации НАТО) — советский ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903, разработанного в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева под руководством В. Н. Кирилловых. Создан на опытном заводе «Волга» и является единственным полностью построенным кораблём проекта 903 из восьми планировавшихся
Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь» (заводской номер С-31, по кодификации НАТО) — советский ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903, разработанного в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева под руководством В. Н. Кирилловых. Создан на опытном заводе «Волга» и является единственным полностью построенным кораблём проекта 903 из восьми планировавшихся

Один "Лунь" даже был выпущен и вошел в состав ВМФ РФ.

Экраноплан «Лунь» входил в 236 дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии. На момент декабря 2001 года в составе Военно-Морского Флота Российской Федерации экраноплан проекта «Лунь» не числится, то есть является списанным. Он был законсервирован в сухом доке на территории завода «Дагдизель» в Каспийске. Вся секретная электроника сдана на склады - Википедия

Казалось бы все хорошо!

Но у Алексеева было много завистников. И они не давали возможности Алексееву вывести свой проект в гражданский сектор. Ему оставляли разработку только военного варианта экраноплана.

В 1976 году вследствие аварии экраноплана на Каспии он вообще был отстранен от должности главного конструктора и понижен до руководителя отдела конструкторского бюро.

А 14 января 1980 года при испытаниях нового экраноплана (спуск на воду) Алексеев получил травму, был госпитализирован и умер 9 февраля 1980 года.

Но работы над его детищем продолжились. И ведутся до сих пор.

С-90 — российский проектируемый экранолёт. Многофункциональное авиационное транспортное средство безаэродромного базирования для перевозки пассажиров и грузов в труднодоступных районах.
С-90 — российский проектируемый экранолёт. Многофункциональное авиационное транспортное средство безаэродромного базирования для перевозки пассажиров и грузов в труднодоступных районах.