Еще на заре авиации летчики и инженеры (а потом и пассажиры) отметили, что самолеты приземляясь, как бы отталкиваются от посадочной поверхности. Этот эффект получил наименование "экран".
Это происходит потому что воздух как подъемная сила генерируется на несущих частях самолета и позволяют ему находиться в воздухе (воздушная подушка).
Авиационные инженеры пытались приручить этот эффект и сделать его полезным для авиации, но это у них долго не получалось.
Получилось это у советского кораблестроителя Ростислава Алексеева.
Он, еще, в годы войны, начал создавать на судостроительном заводе "Красное Сормово" катера на подводных крыльях, которые в последующем могли развивать скорость до 120 км/час. В катерах использовался эффект "экрана", когда сама вода за счет своих гидродинамических свойств позволяла увеличить скорость катеров, которые были подняты над водой специальными крыльями.
Его СПК стали массово производиться и продаваться за рубеж с начала 60-х годов.
Но Ростислав Евгеньевич не хотел останавливаться на достигнутом. Он понимал, что само использование крыльев тормозит развитие научной мысли в направлении использования эффекта "экрана". Крылья не выдерживали большей скорости чем 120 км и начинали разрушаться. Поэтому он решил вообще отказаться от них и создать принципиально новый вид транспорта - промежуточный между самолетом и кораблем. То есть "экраноплан".
Летом 1958 года на Горьковском водохранилище был создан исследовательский полигон по испытанию экранопланов. В 1960 году была создана компоновка экраноплана типа "тандем".
К осени 1961 года был создан первый опытный образец экраноплана СМ-1. Его ходовые испытания перед государственной комиссией были успешными. Особенно экраноплан понравился адмиралу Горшкову - его скорость, незаметность для ПВО, защищенность от мин и торпед, а также возможность самому десантироваться на пологий берег.
После этого Алексееву одобрили проект боевого транспортно-десантного экраноплана. Он получил наименование КМ (Корабль-макет).
В июне 1966 года КМ был спущен на воду и для дальнейших испытаний отправлен на Каспийское море.
Это был настоящий монстр, совмещавший в себе способности самолета и корабля:
- Масса - 240 тонн
- Грузоподьемность - 304 тонн
- Скорость - до 500 км/час
- Полетная дальность - 1500 км
И этот монстр под управлением самого Р.Алексеева совершил свой первый полет над поверхностью Каспия. Успешно!
После этого было решено пусть КМ в серийное производство.
Десантный вариант КМ мог перебросить до 1000 десантников, нес ударные ракеты и противолодочные бомбы. Он мог как десантировать, так и потопить любой корабль противника, вплоть до подводной лодки.
Также был создан проект ударного экраноплана "Лунь".
Один "Лунь" даже был выпущен и вошел в состав ВМФ РФ.
Экраноплан «Лунь» входил в 236 дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии. На момент декабря 2001 года в составе Военно-Морского Флота Российской Федерации экраноплан проекта «Лунь» не числится, то есть является списанным. Он был законсервирован в сухом доке на территории завода «Дагдизель» в Каспийске. Вся секретная электроника сдана на склады - Википедия
Казалось бы все хорошо!
Но у Алексеева было много завистников. И они не давали возможности Алексееву вывести свой проект в гражданский сектор. Ему оставляли разработку только военного варианта экраноплана.
В 1976 году вследствие аварии экраноплана на Каспии он вообще был отстранен от должности главного конструктора и понижен до руководителя отдела конструкторского бюро.
А 14 января 1980 года при испытаниях нового экраноплана (спуск на воду) Алексеев получил травму, был госпитализирован и умер 9 февраля 1980 года.
Но работы над его детищем продолжились. И ведутся до сих пор.