Найти тему
3 подписчика

Апл Курск. Могли ли спасти подводников ?

12 августа 2000 года на учениях в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка "Курск". Не выжил никто из 118 человек, которые находились на ее борту. По многим причинам гибель "Курска" стала одним из поворотных моментов современной российской истории.

12 августа 2000 года на учениях в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка "Курск". Не выжил никто из 118 человек, которые находились на ее борту.

По плану учений 12 августа 2000 года "Курск" должен был сначала обстрелять ракетой "Гранит", а затем торпедировать условного противника - корабельную группировку, в составе которой были атомный ракетный крейсер "Петр Великий" и авианосец "Адмирал Кузнецов".

Торпеда и ракета не содержали боевую часть со взрывчатым веществом - такие боеприпасы называют "практическими". В остальном они абсолютно совпадают с боевыми.

"Курск" и атомный ракетный крейсер "Петр Великий", возглавлявший группировку условного противника подлодки, отстрелялись своими "Гранитами". Во время подготовки торпедной атаки произошла катастрофа.

12 августа 2000 года на учениях в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка "Курск". Не выжил никто из 118 человек, которые находились на ее борту.-2

По данным следствия, в 11 часов 28 минут 26,5 секунды по московскому времени в четвертом торпедном аппарате "Курска" взорвалась практическая торпеда 6576-А. Подлодка резко опустилась на дно, на глубину 108 метров. Там произошел второй взрыв, который уничтожил всю носовую часть субмарины.

Большинство членов экипажа в отсеках с первого по третий погибли сразу или в течение считанных минут. Выжившие собрались в девятом отсеке.

Поисковая операция началась в 23:30 12 августа, а около 3:20 утра на следующий день лодку "нащупал" на дне эхолотом "Петр Великий". Первый спасательный корабль прибыл на место аварии в 10 утра 13 августа.

Был ли шанс на спасение?

12 августа 2000 года на учениях в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка "Курск". Не выжил никто из 118 человек, которые находились на ее борту.-3

Погибли 118 подводников. В девятом отсеке собрались 23 человека, которые какое-то время были живы.

Среди выживших был капитан-лейтенант Дмитрий Колесников, командир турбинной группы дивизиона движения из седьмого отсека. Умирая, он оставил записку, ставшую знаменитой. В ней он признается в любви жене, пишет о том, что шансов нет, и призывает не отчаиваться.

До сих пор многие уверены, что у подводников был шанс спастись, если бы спасательная операция началась сразу или иностранным спасателям разрешили участвовать в ней раньше.

Адвокат родственников погибших моряков Борис Кузнецов, который выступал в Страсбургском суде и написал книгу "Она утонула. Вся правда о "Курске", утверждает, что выжившие при взрывах продержались несколько дней.

"Правда же заключается в том, что подводники просили о помощи и отчаянно стучали кувалдой или другим металлическим предметом больше двух суток - с 2 часов ночи 13 августа до вечера 14 августа. В гидроакустических журналах кораблей и судов последние стуки зафиксированы в 11 часов 14 августа, а по показаниям свидетелей стуки продолжались до вечера того же дня", - пишет адвокат.

останки Курска*
останки Курска*

По официальной версии, источником стука стало специальное аварийное устройство, которое таким образом помогало акустикам спасательных кораблей обнаружить субмарину, а выжившие прожили всего несколько часов - спасти бы их не удалось, даже если бы не было ни одной задержки.

К каким выводам следствие?

Уголовное дело о гибели "Курска" было возбуждено главной военной прокуратурой по статье "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта". Расследование аварии шло два года.

Генеральный прокурор Владимир Устинов в феврале 2002 года сказал, что в ходе расследования были выявлены серьезные нарушения со стороны командования Северного Флота и экипажа погибшей субмарины.

Эти общие слова не вылились в какие-либо конкретные обвинения. В августе 2002 года дело было закрыто за отсутствием состава преступления без предъявления обвинений.

Устинов тогда сказал, что допущенные нарушения в организации проведения учений и поисково-спасательной операции, не состоят "в причинной связи с гибелью "Курска", что исключает привлечение кого-либо к уголовной ответственности". Теперь военные эксперты считают, что следствие остановили, поскольку обвинения могли быть выдвинуты высокопоставленным военным и государственным деятелям.

12 августа 2000 года на учениях в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка "Курск". Не выжил никто из 118 человек, которые находились на ее борту.-5

Следствие, как рассказал в 2002 году Владимир Устинов, выявило много нарушений, допущенных и на самой подлодке. На ней была отключена сигнализация аварийного буя и система аварийного выброса антенны - эти устройства облегчают задачу поиска затонувшей субмарины. На подлодке также была отключена система "Снегирь", своего рода "черный ящик" - она записывала переговоры по громкой связи. Но основной причиной следствие все-таки признало производственный дефект торпеды 65-76 ПВ "Кит" серийный номер 1336А. Эта торпеда была изготовлена на Машиностроительном заводе имени С. М. Кирова в Алма-Ате. Срок ее службы к 2000 году подходил к концу. Следствие считает, что из-за микротрещин в прокладке бака с окислителем - пероксидом водорода - он попал в торпедный аппарат, где началась химическая реакция с выделением кислорода и тепла. Торпеда сначала загорелась, а потом взорвалась в узкой трубе торпедного аппарата. Взрывом выбило его заднюю крышку, это вместе со взрывной волной и частями торпеды привело к детонации других торпед и второму, гораздо более мощному взрыву нескольких торпед на стеллажах в первом отсеке. Как раз этот взрыв разрушил носовую часть лодки - первый, второй и третий отсеки.

12 августа 2000 года на учениях в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка "Курск". Не выжил никто из 118 человек, которые находились на ее борту.-6

Газета "Коммерсант" в 2002 году после выступления Устинова изложила официальную версию. В статье говорилось, что в одном из болтов корпуса торпеды и резиновых прокладках, расположенных примерно в средней ее части, оказались микротрещины. В результате произошла утечка окислителя в торпедный аппарат, что и привело сначала к пожару, а затем и к взрыву. В своей книге "Правда о "Курске", которая вышла в 2005 году, Владимир Устинов пишет, что "срок сохранения работоспособности резинотехнических деталей торпеды, контактирующих с перекисью водорода при хранении торпед в собранном виде, не должен превышать шесть лет".

"При этом сведения об установке указанных резиновых деталей должны быть указаны в обязательном приложении к формуляру торпеды. Однако в формуляре торпеды данное приложение отсутствует, так как было выдано с торпедой на носитель (то есть на АПЛ) и в последующем уничтожено взрывом", - говорится в книге.

А как вы считаете , можно ли хоть когда-нибудь выявить все важные зацепки и ключевые детали этой истории ?