Когда в 1966 году Битл выпустили поворотный альбом для всей рок-музыки Revolver (статья про это по ссылке Revolver. Выстрел в вечность. Часть 1. Часть 2. Часть 3), то Роллинг Стоунз никак не могли остаться в стороне. Вечное заочное соперничество подталкивало их к этому безоглядно, да и сама затея с расширением рамок рок-н-ролла за пределы танцпола выглядела чрезвычайно привлекательно.
Поскольку Роллинг Стоунз были гораздо несобраннее и расхлябаннее Битлз и не совсем понимали что именно хотят сделать, записи альбома затянулись почти на год. Этому также способствовали периодические отсидки то одного, то другого члена группы за хранение и употребление наркотиков - эта беда преследовала группу довольно долго, не меньше 10 лет, в то время, как Битлз ровно в это же самое время завязали с веществами, объявили об этом публично и укатили в Индию.
В общем худо-бедно, но альбом группа записала. С битловским Револьвером его лучше вообще не сравнивать, это как два разных полюса у одного магнита. Альбом назвали "Their Satanic Majestic Request" ("По заказу их сатанинских Величеств") и вышел он очень неровным. Откровенно проходные номера вроде двухчастной акустической Singing This All Together соседствовали с шедевральными композициями She's a Rainbow, 2000 Man и In Another Land - последняя, к слову, написана ударником Чарли Уоттсом и примечательна прежде всего отличной партией клавишных. Причём песня написана в классических барочных гармониках и звучит очень интересно, особенно в сопровождении клавесина в куплете
По настоящему психоделическая песня на альбоме ровно одна - 2000 Light Years from Home ("2000 световых лет от дома"). Вернее она одна вышла прекрасно и ровно в психоделике (вероятно у Джаггера с Ричардсом наконец-то совпал наркотический приход). Все остальные потуги в психоделике вышли или неудачными, как в затянутой двухчастной композиции Singing This All Together, которая представляет собой просто бренчание на двух аккордах акустической гитары, примитивные текст из двух строчек и нестройный хор из всех, кто попался в студии - среди прочих и Леннон с Маккартни, подружка Кита Ричардса и прочие. 2000 Light Years from Home выгодно отличается действительно трансцедентным звучанием, был использован меллотрон, синтезаторы создавали "эффект космоса", приглушённый модулятором голос Джаггера звучал напряжённо и загадочно. Текст для этой песни Джаггер писал в тюрьме - отбывал очередное наказание "за употребление"
Группа никак не могла уйти от своих блюзовых корней, они въелись музыкантам в подкорку, посему многие номера были чисто блюзовыми - тяжеленный хард-рок в песне Citadel, мелодический блюз The Lantern и блюз в индийских тонах (ну а куда же без них) Gomper.
На первой стороне есть ещё один рок-н-ролльный номер, но он вышел настолько весёлым и мелодически богатым, что занял центральное место, пожалуй, на первой стороне. Это 2000 Man - "Человек 2000 года" и он легко исполняется под гитару - это верный признак легко написанной песни, потенциального хита. Вон, даже Kiss её с удовольствием в акустике исполняют
Ну и конечно надо вспомнить лучшую песню альбома - She's A Rainbow (Она, как Радуга). Богатая мелодиями композиция насыщена струнными вставками, которые продюсировал будущий участник Лед Зеппелин Джон Пол Джонс. Прекрасная и светлая фортепианная партия очень гармонично вписывается в типичный для Роллинг Стоунз гитарный рок. До риффового хард-рока группа пока ещё не добралась (хотя на Citadel звучат достаточно жёсткие гитарные риффы) поэтому песня звучит вроде бы, как обычная для британского рока середины шестидесятых песенка, но смена ритма, неожиданные вставки и, повторюсь, фортепиано очень разукрашивают композицию. Работает также и духовая секция в переходе от куплета к припеву.
Замыкает альбом совершенно нехарактерная для Роллинг Стоунз, но очень интересная акустическая песенка On With The Show. Она очень удачно подытоживает альбом и, на мой взгляд, как бы скрепляет разнородный материал. Найденная весёленькая мелодия, речитатив скороговоркой, какие-то посторонние звуки, тем не менее очень удачно вставленные и кабарешный фортепианный финал и в самом деле дают полное впечатление конферанса - мол, прослушали вы все представление на сцене, теперь мы быстренько вас поблагодарим и попрощаемся. Очень удачная находка, альбом моментально собирается в кучку
Я даже считаю, что это самая удачная композиция на альбоме - уж очень она необычна и изобретательна
В целом альбом тоже можно назвать удачным, это действительно серьёзная веха у Роллинг Стоунз независимо от того, подражали они или нет Битлз. После этого Роллинг Стоунз принялись создавать свои блокбастеры вплоть до 1972 года. Как раз после 1967 года группа медленно, но верно мигрировала к хард-рок звучанию, с приходом Мика Тейлора достигла в нём апогея к 1970 году. После этого альбома и с мелодиями их как будто прорвало - немыслимое количество хитов было сделано в следующие пять лет.
Ставим плюсик, в общем