Найти тему
Против коррупции

Скрытая аффилированность

Оглавление

Комиссией по координации работы по противодействию коррупции органам местного самоуправления указано на необходимость принятия мер в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении фактов, содержащих признаки возникновения конфликта интересов, уделив первоочередное внимание выявлению скрытой аффилированности.

Аффилированное лицо

— физическое или юридическое лицо, способное оказывать влияние на деятельность (участвовать в деятельности) юридических и/или физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Участие (аффилированность) может быть выражено в учреждении таким лицом коммерческой организации, то есть организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки антикоррупционным запретам, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме. Максимальное наказание по этой статье предусматривает лишение свободы на срок до 2-х лет.

-2

К мероприятиям по выявлению указанного конфликта интересов можно отнести:

1. Анализ сведений на наличие аффилированности - взаимодействия органа, в котором муниципальный служащий замещает должность, с организациями:

- в которых служащий работал до поступления на муниципальную службу,

- в которых служащий осуществлял иную оплачиваемую деятельность,

- где работают родители, братья, сестры, дети, супруги (в том числе бывшие) служащего.

2. Определение, участвовал ли служащий в осуществлении функций управления (административно-властных полномочий) в отношении аффилированных организаций.

3. При установлении аффилированности проверка наличия соответствующего уведомления служащего о возможном возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и правового акта о мерах по урегулированию ситуации.

-3

Антикоррупционное законодательство предусматривает принятие следующих мер по противодействию аффилированности должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления:

1. Самим служащим. Служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

2. Представителем нанимателя. Если представителю нанимателя стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, то он обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

3. Комиссией по урегулированию конфликта интересов. Для соблюдения антикоррупционных требований в органах местного самоуправления образуются коллегиальные органы - комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Комплекс мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов у служащего может состоять:

- в изменении должностного или служебного положения служащего, являющегося стороной конфликта интересов;
- в отстранении служащего от исполнения должностных обязанностей.

Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего со службы. Основание для такого увольнения - утрата доверия.

По тому же основанию может быть уволен и представитель нанимателя (руководитель, начальник), которому стало известно о возникновении у работника конфликта интересов и который не принял мер к предотвращению или урегулированию этого конфликта.

Статьей 289 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное участие должностного лица органа государственной власти или органа местного самоуправления в предпринимательской деятельности.

-4

Другой ситуацией возникновения конфликта интересов на муниципальной службе является соподчиненность лиц, находящихся в близких родственных отношениях или свойстве (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), связанных имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на муниципальной службе и порядка их урегулирования представлен в подразделе «Методические рекомендации» раздела «Против коррупции» официального сайта администрации города Пензы.

При этом напоминаем, что требование по предотвращению и урегулированию конфликта интересов распространяется на организации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе на муниципальные учреждения и предприятия (ст.13.3. Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

На основании изложенного,

1. Представленная информация доведена до сведения муниципальных служащих органов местного самоуправления и руководителей муниципальных организаций.

2. Приняты предложенные меры по пресечению, предупреждению и выявлению возможных фактов конфликта интересов муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений.

Особое внимание уделено выявлению возможных фактов аффилированности и соподчиненности лиц (муниципальных служащих, работников муниципальных организаций, в чьи обязанности входит соблюдение антикоррупционных требований), находящихся в близких родственных отношениях или свойстве.

-5