Вы когда-нибудь задумывались, как ощущает себя человек без зрения? Как он передвигается, как справляется с обыкновенными бытовыми делами, как читает, как пишет? Как он живет? Помочь найти ответы на эти вопросы помогает проект «Мир на ощупь», представляющий уникальные экскурсии в полной темноте. В сопровождении незрячего гида в течение 90 минут вы прогуляетесь по городским улицам и летнему парку, побываете на шумном рынке, изучите интерьер жилой комнаты и выпьете освежающий коктейль в кафе. Читайте репортаж Даши Плотниковой, которая прожила полтора часа жизнью незрячего человека и попробовала прочувствовать мир иначе.
Я с детства страдаю близорукостью, долго сопротивлялась очкам, но когда зрение упало до минус шести, выбора не осталось. Чтобы не врезаться в столбы, пришлось обзавестись очками. Я помню, как впервые вышла в них на улицу: небо было таким голубым, все вокруг ярким и четким, казалось, я могу видеть каждый листочек на дереве, я шла по улице, рассматривая все, словно впервые открыла глаза. Зрение – самое ценное чувство — оно открывает нам мир. Темнота равноценна смерти. Так мне казалось до недавнего времени, пока я не открыла двери в «Мир на ощупь».
На экскурсию набралась группа из 8 человек. Дождавшись опоздавших, приветливый администратор Виктория начинает инструктаж:
«Я рада приветствовать всех в нашем интерактиве! Хочу напомнить вам, что это не просто развлечение, а социальный проект. Он направлен на то, чтобы понимать, как живут люди с ограниченными возможностями и улучшить толерантное отношение к ним. У нас работает 20 гидов, все это люди, которые потеряли зрение с рождения или в процессе жизни. Мы часто говорим о том, что люди с ограниченными возможностями не ограничены в своем желании жить полноценной жизнью. Это действительно так, и наши гиды лучшее тому подтверждение! Они покоряют горные вершины, путешествуют через всю страну, побеждают в международных конкурсах талантов, ставят зажигательную музыку за диджейским пультом, лечат тела с помощью профессионального массажа и многое другое. О профессии, хобби и своих увлечениях вам с удовольствием расскажет один из гидов, который ждет вас в комнате приветствия, он проведет вашу экскурсию». Виктория желает нам удачи.
Перед нами открывается дверь. Неуклюже нащупывая тростью путь, я иду в темноту, из которой раздается голос: «Здравствуйте, меня зовут Александр, сегодня я буду вашим гидом. Мне 31 год. Я родился слепым, после операции стал слабовидящим. Я женат, имею высшее образование, работаю в сфере компьютерных технологий. Я системный программист»
Александр знакомится с группой, попросит рассказать о себе, впервые ли мы в такой ситуации и какие чувства испытываем. Сильнее всего в этот момент я испытываю чувство страха. Мои глаза открыты, но я ничего не вижу, вокруг темнота. Ощущение полной беспомощности. Хочется выбежать из комнаты. В большом помещении с потолками три метра чувствую себя как в каморке – пространство сильно давит. Передвигаться я могу только сгорбившись.
Пока каждый представляется и описывает свои ощущения, я высматриваю на руке у рядом стоявшей девушки часы, они светятся в темноте. Ко мне возвращается самообладание и чувство спокойствия, я вижу. Но прозрение длится недолго, девушка тоже замечает, что ее аксессуар излучает свет и, следуя правилам, спешит спрятать часы в карман. Темнота возвращается.
Александр начинает экскурсию. Неловко и неумело управляясь с тростями, группа бредет в первую тематическую зону.
Жилая комната
«Ваша задача – изучить эту комнату, попытаться понять ее размеры и предназначение. Ощупывайте предметы, постарайтесь найти две картины, они выпуклые, тщательно изучив их, вы сможете понять, что на них изображено», — объявляет задание Александр.
Я робко передвигаюсь по комнате. Ощупывать людей у меня получается лучше, чем находить здесь предметы, только и успеваю смущенно извиняться.
Другие уже делают первые находки:
— Здесь шахматы! Доска выпуклая, как со ступенечками.
— Правильно. Это специальные шахматы для слепых, – объясняет наш гид.
— Телевизор! Зачем он в доме слепому?
— Мы же обычные люди, — смеется Александр, — прекрасно можем слушать, да и друзья частенько заходят. Матч какой-нибудь посмотреть, поболеть за наших. Сейчас еще выпускают специальное кино с тифлокомментариями. Для слепых людей озвучивают самые популярные в мире фильмы: помимо диалогов и музыкальных фонов, для незрячих обретают голоса помещения, внешность героев и пейзажи городов.
Я натыкаюсь на большой шкаф, где лежат книги и металлические пластинки. Как поясняет Александр, пластинки – это приборы для письма по Брайлю. Для изображения букв в шрифте Брайля используются шесть точек, которые расположены в два столбца. При письме точки прокалываются, и поскольку читать можно только по выпуклым точкам, «писать» текст приходится с обратной стороны листа справа налево, затем страница переворачивается, и текст читается слева направо. Взяв одну из книг стоящих на полке, я медленно вожу пальцами по множеству точек, не имеющих ничего общего с привычным алфавитом. Чтобы научиться пользоваться азбукой Брайля, писать и читать, человеку, потерявшему зрение, может потребоваться много времени, порой больше полугода.
Улица
Группа отправляется в новое пространство — мы выходим в самое опасное для слепого человека место – на улицу.
«Люди без зрения адаптируются к этому миру, жить без одного чувства для них данность. В специальной школе нас учат ориентироваться в пространстве. Тяжело приходится тем, кто потерял зрение в процессе жизни. Для них открывается темный мир, страшный и непривычный. Многие запираются дома с мыслью, что я никогда не выйду наружу, жизнь кончена. Главное перебороть этот страх. Не бояться жить», – рассказывает Александр.
На импровизированной улице шумят машины, раздаются звуки мегаполиса. Новое задание – найти большой предмет и понять, что это. Я нащупаю металлические столбы и стеклянные окна, предмет напоминает помещение, туда можно войти, наверху крыша, а внутри лавка. Это остановка!
«Слепые люди пользуются общественным транспортом наравне со всеми. Метро – это самое простое, запоминаешь с какой стороны садиться, остановки проговаривают. Красота! Сложности возникают с маршрутками и автобусами – нужно увидеть номер, чтоб добраться в необходимое место. Здесь слепые люди прибегают к вашей помощи. Водители маршруток вообще интересный народ. Подъезжает к остановке, я спрашиваю:
— Это 62 маршрут? — он молча кивает.
— 62? – спрашиваю еще раз. Он кивает.
— Скажите 62? – новая попытка, ехать же надо.
— Да, 62! Слепой что ли?!
— Да, слепой, – отвечаю всегда с улыбкой», — делится Александр сложностями, с которыми сталкивается.
Дальше он объясняет, как переходить дорогу. Если следовать правилам дорожного движения, во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью. Но не каждый знает это элементарное правило, и не каждый готов его соблюдать. Поэтому ради собственной безопасности, лучше ориентироваться на звуковой сигнал светофора или попросить помощи у прохожих. Понять, где дорога, помогает трость, ощупывая пространство, нужно двигаться к месту, где заканчивается поребрик.
Организованно перейдя дорогу, мы оказываемся на другой стороне улицы. Здесь есть табличка, которая помогает понять, где мы находимся. Ощупав бетонное здание, я добираюсь до глянцевой поверхности с еле ощутимыми выпуклостями, это буквы. Пальцами я вожу от одной буквы к другой, сосредоточено ощупываю каждую. Радостно осознаю, что знаю, где мы. Это улица Рубинштейна!
Успех в выполнении задания заставляет чувствовать себя увереннее. Уже не так страшно, глаза привыкают к темноте, напряжение уходит и даже не хочется скорее бежать, наоборот – хочется идти дальше, больше узнать и понять о жизни в темноте.
Рынок
Следующая комната встречает нас гулом и шумом толпы — мы пришли делать покупки на рынок. Найдя прилавки с помощью трости, которая за полчаса стала уже вполне привычным инструментом, я начинаю ощупывать предметы, пытаясь понять, что здесь можно купить. В ассортименте яблоки, мандарины, картофель, лук, различные крупы, макаронные изделия. Долго пытаюсь понять, что за необычный фрукт – овальный, среднего размера, на ощупь колючий, пахнет сладко. Распознаю кокос только с помощью гида.
Испытав наше осязание, мы переходим к загадкам для обоняния. Александр предлагает понюхать разные баночки и определить их содержимое. Ни для кого не составляет труда узнать кофе, мяту и корицу, сложности возникают с лавровым листом — запах для всей группы оказывается неузнаваемым.
Открывая для себя новый мир чувств и запахов, каждый хочет узнать, как они помогут заменить зрение в реальной жизни.
— Как вы ходите за покупками? Вы можете делать это без посторонней помощи? – интересуется женский голос.
— В маленьких магазинах несложно, ты называешь товар, продавец тебе его подает, на рынке люди помогают. Я хожу в одни и те же места и знаю, где хороший товар, кому можно доверять. Если подсунут что-то гнилое или просроченное, не поленюсь вернуться назад и сунуть в лицо, – отвечает Александр.
— А не боитесь, что обвесят? – спрашиваю я.
— Всякое, конечно, бывает. Но я уже научился вес определять, есть килограмм или нет, точно могу вам сказать.
— Если нужно в гипермаркет сходить, тогда как? – не могу удержаться от еще одного вопроса.
— Подходишь на входе к охраннику и говоришь, что ты незрячий и нуждаешься в помощи их сотрудника. Они должны вам предоставить такую помощь. Как правило, все относятся с пониманием. Хотя ситуации разные бывают. Мне товарищ рассказывал, как придя в гипермаркет, попросил девушку кассира помочь. Она помогла ему сделать покупки, вежливо и учтиво с ним общалась. Когда они подошли на кассу, подскочил администратор и зло объявил девушке: «То время, что ты с ним носилась, будешь вечером отрабатывать».
Парк
Выйдя из рынка, мы двигаемся к звукам щебечущих птиц, жужжащих цикад. Пришло время мерно прогуляться по парку. К этому моменту я уже привыкаю к темноте и даже могу ощутить простор, которого так не хватает, когда со всех сторон на тебя давит чернота.
«Двигайтесь прямо, слева от вас кусты, держитесь за плетеный забор, ориентируйтесь на него, дорогу прощупывайте тростью, поднимайтесь на мостик и идите на мой голос, я жду вас здесь», – раздает инструкции Александр.
Я стараюсь следовать всем указаниям, и за заборчик держусь, и кусты какие-то нахожу, только бродя из стороны в сторону, я понимаю, что группа значительно от меня удалилась, и все уже переходят мост, пока я только пытаюсь его найти.
— Александр, кажется, мне нужна помощь. Я заблудилась! — с волнением окликаю нашего гида.
— Да, вы пошли немного не туда. Давайте руку, я вам помогу.
Александр показывает, куда нужно идти. В кромешной темноте он передвигается удивительно быстро и ловко: не цепляет никакие предметы, не наталкивается на людей, четко знает, где кто находится и меньше, чем за час, запомнил наши имена и научился распознавать каждого по голосу. Беспомощные в «мире на ощупь» — мы, а для него это привычная реальность, в которой он служит нам проводником.
Мы добираемся до моста. Аккуратно переступив через ступеньку, я оказываюсь в невесомом пространстве, трость помогает найти лавочку, и я с волнением присаживаюсь. Ко мне возвращается ощущение маленького пространства. Только на этот раз оно вполне оправдано — мы в лодке, которая мерно раскачивается из стороны в сторону, словно плывя по каналам Петербурга. В темноте группа старается вообразить главные достопримечательности города.
Кафе
После экскурсии мы отправляемся в кафе, чтобы перекусить, выпить прохладительные напитки и просто поболтать.
За разговором Александр рассказывает о себе: о любимых книгах и сериалах, о том, как познакомился с женой, о тяге к адреналину и экстремальным аттракционам, о том, как завоевывает уважение на работе, о лучших кафе в городе и о том, как каждый раз выходит с рок-концерта с разбитым носом.
Пока мы говорим, приносят мой заказ – сок с сюрпризом, мне пообещали, что это будет нестандартный вкус. Задача — понять, что ты пьешь. С трудом нащупав свой стакан, я делаю первый глоток – кисловато, запах фруктовый, вкус очень знакомый. Я точно уже пробовала этот сок, но определить из чего он, так и не могу. Остается прибегнуть к помощи эксперта.
— Просто вишня, – не задумываясь, определяет Александр, попробовав мой сок.
— Вишня? Я бы сразу ее узнала.
Я делаю еще один глоток. Абсолютно точно — вишня, ягодный сок с кисловато-сладким вкусом. Просто вишня.
Свет
Время нашего интерактива подходит к концу, за полтора часа я прожила целую жизнь, полную новых ощущений и эмоций.
Мы стоим в уже знакомой темноте перед закрытой дверью, выходом в мир, который видим мы. Александр распахивает дверь, и я зажмуриваю глаза от потока яркого света, хлынувшего в лицо. Вспышками зажигаются яркие цвета, я вижу свой привычный мир, Александр – по-прежнему свой. Но теперь в его мир мне больше не страшно вернуться.