Индекс Среднего чека рассчитывается на основе анализа данных о покупках, поступающих в режиме онлайн от 30 000 покупателей в 180 городах с населением свыше 100 тысяч человек.
Второй месяц подряд средний чек (сумма, потраченная за один поход в торговую точку) снижается. По итогам мая показатель остановился на уровне 521 рубль, потеряв по сравнению с апрелем 9 рублей или 1,7%. С учётом майской инфляции в 0,4%, средний чек сократился более чем на 2%. В годовом выражении индекс поднялся на 1,8%, что, однако, уступает накопленной за тоже время инфляции в 2,4%.
Лидером по снижению майского чека оказался Центральный округ, где индекс потерял сразу 6,1%. Достаточно ощутимо снизился чек на Урале – на 3,6%. Более скромные потери на северо-западе (-1,6%) страны и Дальнем Востоке (-1,5%). И совсем небольшим уровнем снижения отметился средний чек в Поволжье -0,5%. Рост же был зафиксирован только на юге страны (+2,1%) и в Сибири (+1,4%)
Вторичные затраты могут осуществляться и перераспределяться по желанию членов домохозяйств, исходя из их текущей потребности. В качестве примера желательных (вторичных) можно привести затраты на следующие виды товаров и услуг: движимое и недвижимое имущество (квартира, дача, автомобиль и т.п.), одежда, мебель, бытовая техника, развлечения, платные образовательные услуги, услуги учреждений культуры, путешествия, денежные сбережения, алкоголь, другие виды товаров и услуг.
Согласно расчетам на основе данных Romir Scan Panel о первоочередных затратах российских домохозяйств и при сравнении их со средними доходами, в минувшем мае объем свободных денег в среднестатическом российском домохозяйстве достиг размера в 24 тыс. руб. Среднегодовое же значение Индекса свободных денег, таким образом, по итогам пяти месяцев составило 21,9 тыс. руб.
Столь серьёзному снижению среднего чека в Центральном округе способствовала Москва, где за месяц чек сократился на 4,7%, остановившись на отметке в 690 рублей. Правда, по сравнению с маем прошлого года столичный показатель немного вырос - на 1,9%. А вот снижение среднего чека в Питере на -4,3% за месяц оказало не столь сильное влияние на динамику чека в регионе. За год средний чек в северной столице также значительно похудел, потеряв сразу -5,9%.
В остальных городах-миллионниках жители экономили не с таким усердием, как в столицах. Средний чек уменьшился всего на -1% по сравнению с апрелем. Годовая динамика здесь также отрицательная - сокращение составило -2%.
В городах с населением 500 тысяч средний чек за месяц упал на 2,4%, с населением 100 тысяч - на 1,5%. Вместе с тем годовые показатели дают понять, что жители сильно не экономили. Средний чек прибавил за год 3,9%.
Второй месяц снижается средний чек в крупноформатных магазинах. В мае падение оказалось примерно одинаковым как в гипермаркетах (-5,4%), так и супермаркетах (-5,3%). Дискаунтеры потеряли в размере среднего чека гораздо меньше – 1,4%. В магазинах традиционной торговли средний чек прибавил скромные 0,4%. Однако, тренд на восстановление размеров чека в этом канале продолжает развиваться после ощутимого провала предыдущих двух лет.
Более явно эта тенденция просматривается в годовой динамике. Так, за год в магазинах, торгующих через прилавок, чек прибавил 11,6%. А вот в остальных каналах было зафиксировано снижение относительно мая прошлого года. В аутсайдерах здесь оказались дискаунтеры с падением среднего чека на 8,5%. Снижение чека в гипермаркетах составило 5,9%. Супермаркеты, пусть и немного, но тоже ушли в минус – на 0,3%.
Потребительская скан-панель домохозяйств (Romir Scan Panel ) основана на данных исследования о потреблении 30 000 россиян, 11 500 домохозяйств в 190 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает более 50 государств.
Подписывайтесь!
Все материалы на http://romir.ru/studies