3 подписчика

Представьте себе. О Лермонтове.

Представьте себе, что кто-нибудь из современных российских писателей (а лучше даже, из русских писателей России) напишет роман о гражданской войне в Чечне или о современных конфликтах на Северном Кавказе, в котором главными протагонистами будут сражающиеся с федеральными властями боевики. Причём автор в своей книге будет напишет о них, не как о злых и жестоких варварах, но будет говорить про их смелость, стойкость и мотивы. Представили? Не нужно, думаю, говорить, какой эффект это произведёт.

А между тем, почти двести лет назад, великий русский поэт и писатель дворянского происхождения, М.Ю. Лермонтов, написал как раз подобное произведение – «Измаил-Бей», самую большую из так называемых кавказских поэм («Кавказский пленник», «Каллы», «Черкесы», «Измаил-Бей», «Аул Бастунджи», «Хаджи Абрек», «Беглец»).

В поэме повествуется о жизни кавказца благородного происхождения, в молодости отправленного в Российскую Империю, получившему там образование, служившему в царской армии, во время службы отличившемуся особой храбростью ( он даже был награждён Георгиевским Крестом). Однако по возвращению в родные места он возглавляет сопротивление против пришедших русских завоевателей и выпускает на волю всю накопившеюся ненависть к бывшим соратникам. Ах да, ещё он, вращаясь Имперском высшем свете, пользовался своей экзотической красотой и бессовестно крутил головы дамам и соблазнял всяких барышень. Так, он увёл невесту у одного русского офицера, а последняя их встреча, описываемая в поэме, закончилась дуэлью между Измаилом и офицером на поле брани, в которой русский был убит. Конец же самого Измаил-Бея в произведении печален (или же заслужен – как посомтреть) – долгая жизнь борьбы и лишений заканчивается предательским выстрелом его же родного брата, который ревновал к славе и известности Измаил-Бея. На теле умершего соратники находят тщательно спрятанный, но постоянно носимый им Георгиевский крест и локон золотых женских волос; возмущённые таким предательством, они решают не хоронить своего военачальника, но оставить тело на растерзание падальщикам.

Предатель, враг и довольно мерзкая личность – скажут одни про главного действующего лица поэмы. Национальный герой своего народа, смелый и храбрый военачальник – скажут другие. Что умел делать Лермонтов, так это создавать противоречивых героев, к которым не знаешь, как отнестись. Я лично до сих пор не могу решить, является ли главный герой человеком за знаком плюс или минус. Неудивительно, что в школах если и говорят об «Измаил-Бее», то вскользь.

Интересно, что прототипом главного героя является реальная историческая личность, кабардинский князь Измаил-Бей Катажуков, также получивший военное образование в России и служивший в императорской армии, получивший награду за участие в штурме Измаила; вернувшийся на Родину и выступивший одним из лидеров кабардинцев, и по преданию, убитый по приказу своего двоюродного брата Росламбека Мисостова (хотя некоторые исследователи говоря, что было ровным счётом наоборот).

Разумеется, в поэме много художественного вымысла, добавленного самим Лермонтовым. Но это можно простить великому поэту, ведь в конечном итоге для него главным было в поэме сильную и неординарную личность, достойную как презрения, так и сострадания – и уже читателям решать, что выбрать.