Ковш — дело ремонтируемое

Коронки, межзубьевая защита, бокорезы (защита щеки), футеровочные пластины ковша, боковая защита днища ковша (пятки) карьерных экскаваторов и фронтальных погрузчиков зачастую приходят в негодность «внезапно». И благо, если у запасливого руководителя предприятия есть, чем заменить это важное для работы навесное оборудование. А если нет, то рудник будет нести убытки из-за простоя техники.

"...Зачастую зубья, адаптеры и иные элементы защиты рассматриваются как расходные материалы (по аналогии с фильтрами), поэтому срок службы рассматривается как период времени, после которого невозможно использовать ковш на экскаваторе без его полной замены. К примеру, немного обобщив условия, можно отметить, что ковши на экскаваторах, которые используются на строительных работах и лёгких грунтах работают 3-7 лет.
Ковши на карьерной технике с круглосуточным режимом работы изнашиваются гораздо быстрее, однако на них устанавливается дополнительная защита и правильный уход за агрегатами может серьёзно увеличить срок службы», — объясняет начальник сервисной службы ОАО МК  «Кранэкс» Алексей Яблоков.

Коронки, межзубьевая защита, бокорезы (защита щеки), футеровочные  пластины ковша, боковая защита днища ковша (пятки) карьерных  экскаваторов и фронтальных погрузчиков зачастую приходят в негодность

Примечательно, что услуга по ремонту ковшей и восстановлению зубьев с начала экономического кризиса только набирает обороты. Стремясь сэкономить, горнодобывающие компании предпочитают продлить срок службы существующего оборудования. В случае своевременного обращения к ремонтным организациям стоимость спасения ковша оказывается в разы дешевле покупки нового.

«Конечно, не во всех случаях ремонт обходится дешевле, чем приобретение нового ковша. опять же есть своя специфика относительно назначения и вида ковшей. Строительные ковши (емкостью до 4 м3) ввиду своей относительно невысокой стоимости иногда целесообразнее купить новые, чем ремонтировать.
Что касается моделей ковшей класса «mining» (для карьерных экскаваторов), то здесь ремонт имеет более высокую степень значимости и финансовой выгоды. Как правило, если при диагностике выявляется, что замене
подлежит более 75% комплектующих ковша, то идёт рекомендация по закупке нового», — считает заместитель директора по производству ООО «Профессионал» Игорь Иванашкин.

Средняя стоимость капитального ремонта ковша для карьерной техники объемом от 10 до 15 м3 сопоставима с 80% стоимости нового навесного оборудования.

Коронки, межзубьевая защита, бокорезы (защита щеки), футеровочные  пластины ковша, боковая защита днища ковша (пятки) карьерных  экскаваторов и фронтальных погрузчиков зачастую приходят в негодность -2
«Ремонты по сравнению с изготовлением новых ковшей являются для нашей компании частными случаями. Дело в экономике ремонта.
Как правило, большая часть эксплуатирующих организаций по нашей тематике располагается за Уралом. Поэтому транспортные расходы, возникающие при доставке ковша для ремонта в заводских условиях, занимают существенную часть в стоимости ремонта, и сам ремонт тем самым становится менее экономически целесообразным.
К примеру, средняя доставка ковша для экскаватора класса 40 тонн будет стоить 40-60 тысяч рублей. В случае ремонта в заводских условиях – доставка умножается на два (туда-обратно). К тому же, заказчики зачастую имеют собственную материально-техническую базу и мелкий ремонт в состоянии произвести самостоятельно.
Бывают случаи, когда покупатель заказывает на заводе отдельные элементы ковша (например — режущая кромка) и на своих мощностях самостоятельно производит монтаж на ковш», — говорит Алексей Яблоков.

«В определении специфики ремонта задействованы многие сотрудники компании.

Первоначально свои рекомендации даёт производственный отдел о целесообразности и объёме ремонта. Далее конструкторский отдел осуществляет замеры, с помощью которых определяется геометрия ковша.

Наша компания сотрудничает с лабораторией, специалисты которой производят ультразвуковую диагностику различных элементов ковша. Первичную диагностику можно осуществить по фото, но для более детального определения сложности, объёма и стоимости ремонта необходим осмотр специалистами — либо на нашей территории, либо на территории заказчика.

Отремонтировать ковши теоретически можно во всех случаях, однако не во всех это будет экономически целесообразно. В ситуациях, когда стоимость ремонта превышает стоимость нового ковша, его реставрация становится невыгодной. Для каждого изделия, подлежащего ремонту, составляется технологическая карта, где определяются технологии, материалы, операции — всё в индивидуальном порядке. Если это ковши нашего производства, то в ремонте используются те же самые материалы, из которых изначально изготовлен ковш. Что касается операций, то первоначально осуществляется удаление узлов/деталей ковша, подлежащих ремонту; затем определение и подбор марки стали; проведение замеров конструкторами; сборка; сварка; покраска», — рассказывает представитель ООО «Профессионал».

Подготовил: Артём Щетников