Найти тему
Фэшн из май профэшн

Хиросима-шик: Comme des Garçons

Comme des Garçons - один из самых успешных брендов в истории, а его создательница Рэй Кавакубо - одна из самых загадочных дизайнеров современности. Она не ведет социальные сети, почти никогда не выходит из своей мастерской и даже почти не говорит по-английски. Она ненавидит симметрию и структурированность, поэтому рассказывать про нее в хронологическом порядке нет никакого смысла. Проще рассказать, как она стала такой крутой.

"Как мальчики"

Свой бренд Comme des Garçons Рэй основала в 1973 году и выпускала в основном одежду "для женщины, которой все равно, что подумает ее муж". У ее одежды не только нет пола, но еще и нет размера. И формы. И возраста. Про свое вдохновение она говорит, что его просто нет. А название бренда она просто взяла из песенки. С ее вещей вам кокетливо подмигивает сердечко. Почему? А почему бы и нет? Для Рэй смысл в том, что смысла нет. Настоящий путь самурая.

Comme des Garçons, 2017
Comme des Garçons, 2017

Пост-ядерная мода

Первую свою коллекцию Рэй привезла в Париж в 1981 году. Она называлась Destroy.

Peter Lindbergh, 1981
Peter Lindbergh, 1981

Вместе с Йоджи Ямамото и Иссей Мийяке, образовалась японская троица, которая встряхнула Париж как следует. Пока Версаче и Гуччи раздевали моделей и ставили их на шпильки, Рэй заматывала их в лохмотья, калечила силуэты и безбожно рвала ткань. Коллекция состояла из черного и серого. Лица моделей были вымазаны грязью. Хиросима пришла отомстить.

Королева деконструкции

Сказать, что философия Рэй сильно отличается от других дизайнеров - ничего не сказать. Например, Рэй считает, что законченная одежда - мертвая одежда. В ней нет загадки, к ней нет вопросов. Когда вещь еще не завершена, есть простор для фантазии, она продолжает жить. Критики назвали это "эстетикой бедности", и только через несколько лет придумали термин "деконструкция". Рэй сразу же стала ее королевой. Мартин Маржела стал королем.

-4

Рэй любит выворачивать вещи наизнанку, полностью перекраивать вещь, вырывать из нее целые куски "с мясом", делать так, чтобы одежда перестала быть одеждой. И стала искусством. Вот например что она сделала с классическим тренчем Burberry.

Hypebeast, 2016
Hypebeast, 2016

Одежда, которая вышла за рамки одежды

В 1997 году Кавакубо выпускает коллекцию "Body meets Dress, dress meets body" ("Тело встречает платье, платье встречает тело"). На подиум вышли модели с выдающимися формами. Но не совсем там, где вы их ждали.

Vogue.com
Vogue.com

Рэй никогда не стремилась делать одежду сексуальной. Она никогда не хотела показывать тело. Более того, она никогда не стремилась делать одежду функциональной. У многих ее вещей отсутствуют, например, прорези для рук. Форма - это то, с чем традиционно играет Comme des Garçons. Если вы видите на подиуме вещь, которая не укладывается ни в одни рамки, скорее всего, ее придумала Рэй.

Vogue, 2016
Vogue, 2016

2-D

Рэй работает с пространством, как авангардный художник. Помимо выступающих форм, она использует другие приемы переосмысления одежды. Например, она делает ее плоской. Вы когда-нибудь вырезали в детстве бумажных кукол?

The Rosenrot
The Rosenrot

Ворона

Любимый цвет Рэй - черный. Она относится к нему не как к одному цвету (или его отсутствию), а как к полноценной палитре цветов. Ее и ее последовательниц называли "karasu" - "ворона" на японском. Если в начале XX века черный цвет "изобрела" Шанель, то в конце века Рэй изобрела его заново.

Paolo Roversi, 2016
Paolo Roversi, 2016

Рэй говорила, что она всегда хотела изобрести "черный завтрашнего дня". И, кажется, у нее получилось.

Dazed, 2016
Dazed, 2016

Получилось настолько хорошо, что через 20 лет после того, как она вывела на подиумы полностью черную коллекцию, этот цвет был везде. И Рэй двинулась к другим цветам, не менее мощным. Если черный - это отсутствие цвета, то белый - это смешение всех цветов. Когда Рэй спросили, а зачем ей красный, она ответила: "Красный - это черный".

Из архивов Vogue
Из архивов Vogue

Пустота

Больше, чем черный Рэй любит только... ничего. Именно ничего всегда было для нее ключевой темой во всем ее творчестве. Дыры в ткани - тоже часть одежды. Отрицательное пространство - тоже пространство. Как мы до этого не додумались?

Коллаборация с Louis Vuitton, 2014
Коллаборация с Louis Vuitton, 2014

Андрогинность

Несмотря на то, что у Comme des Garçons есть полноценная мужская линейка, Рэй говорит, что у ее вещей нет и не может быть половой принадлежности. Гендер для нее - еще одна граница, в которую она не собиралась вписываться. И, видимо, это к лучшему, потому что жакет Шанель на самом деле круто сидит на мужчине:

Dazed
Dazed

Похоже, что Рэй очень хочет заставить Шанель перевернуться в гробу.

Панк и Мария-Антуанетта

Когда говоришь слово "панк", вряд ли тихая японка в черном плаще - это то, что придет вам на ум. А зря. Рваные свитера Рэй Кавакубо очень часто сравнивали с вещами другой не менее экстравагантной дамы - Вивьен Вествуд. Если посмотреть на названия коллекций Comme des Garçons, то можно внезапно вернуться в свой 2007-й: "МОНСТР", "Сломанная невеста", "Кровь и Розы", "Уничтожь!" Во всем творчестве Рэй - протест канонам моды, рамкам и привычному восприятию красоты. В ее коллекциях можно увидеть и клепки, и шипы и даже шотландку. А встречу панка с Марией Антуанеттой в 18 веке Рэй увидела вот так:

Бал Met Gala

Творчество Рэй не могло остаться незамеченным. Оно поставило на уши всю модную индустрию, заставило дизайнеров пересмотреть все, что они до этого знали: цвет, форму, симметрию. Рэй была признана одним из самых влиятельных дизайнеров ХХ века и в 2017 году в ее честь прошел ежегодный бал института костюма Met Gala. Прийти в костюмах от Comme des Garçons осмелились не все, но тех, кто осмелился, мы точно не забудем:

-14

Это был второй раз в истории, когда бал Met Gala был проведен в честь ныне живущего дизайнера. Ей посвятили выставку "Искусство пространства между" ("Art of The In-Between"). Заглянуть в главный музей моды можно прямо здесь:

Рей признана одним из самых выдающихся дизайнеров мира. Но про нее по-прежнему известно предельно мало. Известно только, что она живет в Токио, замужем за своим бизнес-партнером и терпеть не может, когда ее спрашивают про личную жизнь. Она ненавидит, когда ее спрашивают про вдохновение. На все вопросы "Зачем?" она отвечает "Потому что". Она никогда не кланяется в конце показа и никогда не считается ни с чьими советами. Панк и самурай в одном лице.

Peter Lindberg, 2006
Peter Lindberg, 2006

Вы спросите, а как это все продается? Я отвечу - отлично. Бренд Comme des Garçons - один из самых коммерчески успешных на рынке (из непоглощенных большими корпорациями). Его прибыль - 220 миллионов долларов год. Все потому, что "обычный человек" Рэй - на самом деле бизнес- гений. Но об этом в следующий раз. А пока посмотрите на сердечко. Зачем? А просто так.

-16