Его пластинки расходились миллионами экземпляров. К нему обращались Федерико Феллини и Серж Гензбур. Его записи отправились к звёздам на Золотой пластинке "Вояджера".
Шарль Дюваль родился в Париже в 1937 году. Но детство он провёл в Индокитае — в Лаосе, Вьетнаме и Камбодже. Его отец был колониальным чиновником; в то время часть полуострова Индокитай принадлежала Франции. Отец Шарля был влюблён во Францию, французскую историю и культуру, и сделал всё возможное, чтобы передать эту любовь своему сыну. Но когда семья вернулась в Париж, Шарль был разочарован. Париж показался ему бедным и грязным, холодным и бесцветным. Он не мог сравниться с красочным раем тропиков.
Это стремление к чему-то более красочному — чему-то более живому — осталось с Шарлем навсегда.
Одарённый музыкант, он поступил в Парижскую консерваторию по классу фортепиано и композиции.
"После изучения гармонии и теории композиции, — говорил Дюваль, — я собирался, как подобало серьёзному композитору, писать симфонии или бог знает что. Но это не казалось мне увлекательным приключением... Музыка — это не игра в Священное Писание, это игра в эмоции. Музыку пишут не для того, чтобы показать, какой ты умный. И мне наконец повезло: меня пригласили писать саундтрек к фильму, действие которого происходило в Африке".
Из интервью с Мишель Дюссо.
Дюваль решил, что саундтрек должен звучать по-африкански. Он отправился на поиски в фонотеки радиостанций — за аутентичными записями. Эти записи в то время были плохого качества, не рассортированы, часто повреждены, музыку на них прерывали разговоры или перекрывали речи каких-нибудь чиновников... И всё же Дюваль остался потрясён: настоящая африканская музыка была дикой, экзотической, соблазнительной. Она обещала действительно увлекательные приключения!
С этого всё и началось.
В 1959 Дюваль стал работать на радиостанции SORAFOM, которая готовила передачи для Африки. В это время шла деколонизация: многие африканские территории принадлежали Франции — или принадлежали ей ещё вчера.
Впервые Дюваль отправился "в поле" в 1961 году. Это была экспедиция в Нигер. Дюваль поехал туда как ассистент Гарбы Сидикоу, который в то время был известным радиоведущим. Жители отдалённых деревень знали имя Сидикоу и доверяли ему, что значительно облегчало работу. Позже Дюваль взял метод на вооружение: отправляясь в далёкие экспедиции в незнакомые места, он старался заручиться поддержкой местных радиоведущих. Ведущие знали языки, пользовались уважением — и помогали Дювалю вести записи на церемониях и обрядах, куда иначе европейца могли и не пустить.
Дюваль путешествовал по всей Африке. Он посетил Чад, Камерун, Кению, Конго, Сенегал и ещё множество стран. Путь вёл его всё дальше и дальше, наконец, за пределы Чёрного континента. Дюваль побывал в Папуа-Новой Гвинее, в Индии и Иране.
Его записи из Мавритании сопровождают финал "Сатирикона" Федерико Феллини.
В 1977 году Карл Саган включил его полевые записи из Бенина в музыкальную подборку на Золотой пластинке "Вояджера".
Фотографии
Дюваль не только записывал музыку. Он был выдающимся фотографом и сделал сотни уникальных фотографий. Многие из них (188 чёрно-белых и 58 цветных) были изданы в альбоме в 2017 году.
Радиовещание
До 50-х годов XX века в Африке практически не было домашних радиоприёмников. Они слишком дорого стоили. Радио слушали на улицах через громкоговорители. В условиях, когда не все умели читать, радио было первым, главным и единственным СМИ — и это была огромная политическая сила.
В 1948 г. изобрели маленький и достаточно дешёвый приёмник. Его ещё называли "кастрюлей" за непритязательный внешний вид. Каждый хотел иметь приёмник дома, и за двадцать лет количество радиослушателей увеличилось в пятьдесят раз. Настал радиобум.
Как и его старший современник Хью Трейси, Шарль Дюваль знал, какую власть имеет европейская гармоническая тональность. Радиовещание делало её эффект сокрушительным. Радиостанции передавали музыку, много музыки, и едва ли один процент этой музыки был африканским. Народные песни не могли соперничать с европейскими хитами и начинали вымирать.
Нужно было действовать.
Как и Трейси, Дюваль начал с той радиостанции, на которой работал сам — ставил больше африканской музыки для самих африканцев. Ему было проще, чем Трейси — этника входила в моду. В 1962 этномузыковедческие записи Дюваля из Верхней Вольты и с Берега Слоновой Кости выиграли престижный конкурс Grand Prix du Disque.
Руководитель Дюваля на радио не был любителем африканской музыки, зато разбирался в политике — и преподносил записи Дюваля политикам в дар. Сам Дюваль занимался музыковедческими вопросами: классификацией и анализом. Он стремился к максимальной аутентичности записей.
Позже Дюваль покинул Францию и отправился работать в США. Там он создал коллекцию PROPHET, включавшую множество записей разных лет.
Этника, "world music" входила в моду, и Дюваль сделал всё, чтобы дать слушателям как можно больше настоящей, подлинной "музыки мира".
29 ноября 2017 года Шарль Дюваль скончался в Париже.
Дюваля называли "свободным электроном этномузыковедения" и "неукротимым музыковедом". Но самому ему больше нравилось слышать "тот западный парень с микрофоном".
"Я всегда платил музыкантам, так или иначе, — говорил Дюваль. — Так должно быть! Если я был на празднике, то платил музыкантам или повару. Иногда просто привозил баранины или курятины. Если для меня играли профессиональные музыканты, например, гриоты, то платил деньгами. Всегда наличными! Я бы охотно выплачивал им и роялти, ведь многие их записи расходились миллионами экземпляров. Но вы представляете, как технически организовать выплату роялти маленькой леди из леса в Новой Гвинее?"
Дюваль добился успеха во многом — и в том, что было действительно для него важно. Он дважды побывал в Центральноафриканской республике, второй раз — спустя тридцать лет. Его удивило и обрадовало то, как мало изменилась народная музыка за это время. Она оказалась прочнее, чем он боялся, и европейские шлягеры не подавили её.
Когда журналист спросил Дюваля, какое воспоминание он может назвать самым радостным, тот ответил:
"Это было в Нигерии. Стояла страшная жара. У автомобиля спустила шина, мы не могли двигаться дальше, и я пошёл перекусить. Вдруг слышу: "динг-линг-динг" — и тут начинается великолепная музыка! Я схватил магнитофон и выбежал. Оказалось, дети пришли к парню, который подкачивал шину. Они отбивали ритм монтировкой, а он пел. Музыка рождается всегда".
Ссылки:
Анонс альбома 2017 года с аудиопримерами.
Альбомы Шарля Дюваля на Яндекс.Музыке.
___________________________
Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!