В 2015 году российский авторынок покинули около 700 дилерских предприятий. Такая тенденция, возможно, сохранится и в ближайшие 12 месяцев. Продолжится также и курс на сокращение предлагаемого к продаже модельного ряда, намеченный автодилерами еще в конце прошлого года.
То, насколько непростым будет 2016 год для автомобильного рынка, зависит от многих важных факторов, в том числе от стоимости нефти, курса доллара и евро, доступности автокредитов, падения уровня заработной платы в РФ. Также это будет зависеть от макроэкономической ситуации в стране.
Текущие меры поддержки авторынка, принятые правительством, такие как продолжение программы льготного автокредитования, лизинг, возможность использования материнского капитала для покупки машины будут стимулировать продажи авто в массовом сегменте.
Негативным фактором для стабилизации ситуации на авторынке, безусловно, является неизбежный рост цен на новые и, как следствие, на подержанные автомобили. При покупке автомобиля именно цена выходит на первое место – конкуренция высока, предложений на рынке огромное количество и найти более дешевую альтернативу сейчас очень просто. Не говоря уже о том, что в настоящий момент многие модели стоят в РФ дешевле, чем за границей. Так происходит потому, что продавать авто по действующему курсу валюты, а не по сниженному, например, 61 рубль за евро, автодилеры не могут из опасения, что резкое повышение цен приведет к оттоку клиентов из автосалонов.
Разумеется, такая ситуация не может продлиться долго, поэтому стоимость авто на российском рынке снова увеличится на 20-25%. Одной из причин грядущего роста цен станет переход России на более жёсткий экологический стандарт двигателей по нормам выбросов вредных веществ в атмосферу – Евро-5. Также приведет к повышению цен на 20–40 тысяч рублей и увеличение утилизационного сбора. Чтобы не допустить падения продаж, автодилерам придется задействовать все маркетинговые инструменты и вести гибкую ценовую политику. Именно индивидуальный подход и клиентоориентированность могут стать залогом успеха продаж в наступившем году.
Рынок легковых автомобилей – один из самых уязвимых секторов внутреннего рынка в условиях экономического кризиса: в результате обесценивания национальной валюты цены на иномарки и импортные комплектующие растут, а финансовые возможности потенциальных покупателей снижаются.
Исключение составляет только сектор элитных автомобилей, на котором цена не имеет значения, скорее наоборот, чем дороже, тем престижней. А средний и нижний ценовые сегменты, в период роста безработицы и снижения реальных доходов работающих, обречены на сокращение продаж, так как с ними вступает в жесткую ценовую конкуренцию вторичный рынок подержанных автомобилей, способный «ужиматься» в цене в широких пределах.
С этим ничего не поделать, кризис есть кризис, нужно его пережить, пока ситуация как минимум не стабилизируется хотя бы на достигнутом уровне.
Какую-то поддержку рынок может получить от правительства, принявшего программу поддержки отечественного автопрома на этот год общей стоимостью 50 млрд рублей. В числе прочего на программу утилизации автомобилей направят 22,5 млрд руб., на льготный лизинг — 5 млрд руб., 3,3 млрд руб. выделят на поддержку экспорта автомобилей. Но в целом это капля в море, где только операционный убыток группы «АвтоВАЗ» в 2015 году составил 66,8 млрд руб.