Трагедия на перевале Дятлова - одна из самых страшных тайн минувшего века, будоражащих человечество. От прочитанных на нашем канале историй о гибели Свердловских туристов в районе горы Отортен в феврале 1959 года возникает ощущение, что бегут мурашки по коже… Забытые герои советского атомного проекта...
…Адепты группы «Д» с целью дезактивации снаряжения, одежды и обуви погибших туристов, кроме тех предметов, что были найдены на настиле и одеты на трупы, обнаруженные в ручье, применяли дезактивирующие растворы с поверхностно-активными веществами типа сульфанол. Препараты на основе поверхностно-активных веществ изготавливали на предприятиях советского химпрома в виде порошков или пастообразной массы с условным шифром СФ. Из этих порошков или паст приготавливали водные дезактивирующие растворы. Обеззараживание от бета-частиц проводилось следующим способом: ветошь смачивали в дезактивирующем растворе и обтирали загрязненные радиоактивными веществами участки одежды, обуви и снаряжения. Понятное дело работа выполнялась со всеми мерами предосторожности – в спецодежде и перчатках из резиновой ткани.
Сульфанол – смесь натриевых солей на основе керосина, чешуйчатые кристаллы желтого, коричневого цвета или пастообразная масса желто-коричневого цвета. Активная составляющая сульфанола может достигать 80%. Сульфанол - композиционная основа для очистки резиновых, кожаных, хлопчатобумажных тканей и металлических поверхностей. Хорошо растворим в воде с образованием обильной пены, обладает хорошей моющей способностью при температуре раствора 30-40 градусов Цельсия. В зависимости от химического состава воды в дезактивирующий раствор добавляется гексаметафосфат натрия, способный образовывать растворимые комплексы с кальцием, магнием, барием и другими химическими элементами.
Если детализировать химический состав сульфанола, то в нем содержится не менее 80% алкилбензолсульфоната и не более 15% сульфата натрия. Вы не поверите, но сульфат натрия (компонент сульфанола) в пятидесятые годы получали на Первоуральском хромпиковом заводе, где главным механиком работал отец Игоря Дятлова. Хромпик натриевый – это полупродукт в процессе переработки хромовой руды. Сульфат натрия – это отход, получаемый при производстве хромпика натриевого. Так вот, именно хромпик натриевый окрашивает сульфат натрия в красно-оранжевый цвет. Использовали хромпик натриевый при дублении кож и в качестве антисептика элементов деревянных мостов. Известно, что после гибели Игоря убитый горем его отец Дятлов Алексей Александрович практически ни с кем не общался. Умер рано в 1970 году в возрасте 65 лет. Отец Игоря прекрасно понимал истинную причину возникновения оранжевого цвета кожных покровов на трупе сына. Для главного механика хромпикового завода это не было загадкой.
В 2011 году в ОО «ИНТЕРНЕТ-ЦЕНТР трагедии Дятловцев» поступило письмо, написанное родной сестрой погибшего Дорошенко Ириной Николаевной Рашевской. Привожу дословный фрагмент текста: «Потом мама привезла Юрины вещи... А Юры уже не было в живых. Как мама плакала. Я помню, что она говорила и показывала фуфайку и свитерок мол, все не годное. В оранжевом как бы порошке».
Спустя несколько лет Ирина Рашевская сделала новое заявление по поводу оранжевого цвета: «О порошке разговора не было. Просто какие-то вещи были как бы «испачканы» оранжевым цветом».
Последнее заявление Рашевской – косвенный факт, подтверждающий использование дезактивирующего раствора для обеззараживания одежды Дорошенко. Во-первых, фраза «какие-то вещи» говорит о том, что дезактивации подвергались только отдельные вещи. Во-вторых, «какие-то вещи были как бы «испачканы» оранжевым цветом» свидетельствует о том, что для дезактивации применялись химические агенты, изменившие цвет ткани. Какие-то вещи – это фуфайка и свитер, которые Рашевская перечислила в письме. Согласно протоколу опознания вещей в перечне возвращенных предметов одежды родственникам Дорошенко значатся: телогрейка синяя и свитер синий.
Предлагаю провести виртуальный эксперимент и запустить электронный конвертер смешивания цветов с целью установления, в каких случаях можно получить оранжевый цвет. В результате смешивания цветов получаются три варианта возникновения оранжевого оттенка:
а) оранжевый цвет = желтый + добавить красный и коричневый;
б) оранжевый цвет = желтый + добавить красный;
в) оранжевый цвет = белый + добавить оранжевый и коричневый.
Так вот, три цветовых оттенка (белый, желтый, коричневый) имеются в сульфаноле и гексаметафосфате натрия, которые используются для приготовления дезактивирующего раствора. Сульфанол – это чешуйки желтого или темно-коричневого цвета, хорошо растворимые в воде. Цветовая гамма сульфанола зависит от удельного веса активного вещества, а его доля может составлять до 80%. Гексаметафосфат натрия (конденсированный полифосфат) – это порошок белого цвета, хорошо растворимый в воде.
Важная деталь! Конденсированные полифосфаты дают прочные комплексы с элементами II, III и IV групп периодической системы химических элементов. Загляните в таблицу русского гения Менделеева и в III группе перед вашими глазами замелькают химические элементы в номинации фосфор и сера. Итак, три цветовых оттенка (белый, желтый, коричневый) обнаружены, осталось найти оранжевую ноту для получения насыщенного апельсинового цвета.
Адепты группы «Д» были весьма профессиональными химиками. Смесь сульфанола и гексаметафосфата натрия является одним из лучших дезактивирующих растворов для хлопчатобумажных изделий. Конденсированные полифосфаты применяют для дезактивации хлопчатобумажных тканей либо в слабощелочной среде совместно с мылом, либо в нейтральной или слабокислой среде с добавлением моющих средств. Из школьной программы по химии вспоминаем, что самый известный кислотно-щелочной индикатор – метиловый оранжевый. Синтетический органический краситель из группы азокрасителей по внешнему виду представляет собой оранжево-желтые чешуйки. Автору независимого расследования осталось только напомнить читателям и дятловцеведам последние строчки мнемонического правила: «И я бросаюсь в воду без оглядки, здесь я оранжевый практически всегда». Все гениальное просто! Оранжевая нота, придавшая дезактивирующему раствору апельсиново-мандариновую цветовую гамму, находилась в красителе метилоранж.
Вы не поверите, но старший эксперт-криминалист Г.Е.Чуркина в процессе криминалистической экспертизы туристской палатки обратила внимание на наличие красителя в тканевых волокнах брезента и даже сделала два соскоба с нитей ткани. Однако в акте экспертизы №199 от 16 апреля 1959 года данный факт не отражен, поскольку прокурором-криминалистом Ивановым вопрос о химическом составе красителя перед Чуркиной не ставился.
Не подлежит сомнению, что в ходе экспертизы краситель был установлен, Чуркина знала результаты исследования. Однако всю свою жизнь молчала, поскольку дала расписку о неразглашении тайны следствия. И этот квиток кабалы до сих пор изнывает от тоски в материалах другого уголовного дела. В дополнение к сказанному отмечу, что самый лучший «дятловский следопыт» Майя Пискарева переписывалась с сыном Генриетты Чуркиной Игорем Олеговичем Макушкиным, который в ходе общения вспомнил ценные сведения из беседы с матерью. Вот фрагменты ностальгии Игоря Макушкина: «По факту изменения цвета... Я помню, что речь шла только о кожных покровах трупов. Мама говорила, что по цвету кожа была ближе к оранжевому ("апельсиновому")…
Каналу «Тайны минувшего века» предоставлено эксклюзивное право - публиковать всю правду о трагедии группы Дятлова в районе горы Отортен в формате кратких историй.
Подписывайтесь на наш канал, и вы получите персональный ключ к разгадке тайны гибели туристов на перевале Дятлова. И не только. Читайте публикации, ставьте лайки и не упускайте случай поделиться интересными статьями с друзьями в социальных сетях и мессенджерах. Чем больше вы поставите лайков, тем больше будет опубликовано историй. Следовательно, читателям канала не потребуется делать лишние траты на покупку научно-документальной эпопеи в трех томах.