В городе полно «одноглазых» автомобилей, у которых одна фара горит, а другая – нет. Бывало, и авто этих строк ездил (кратковременно, разумеется) по городским улицам с одной горящей фарой, но повышенного интереса со стороны сотрудников ГИБДД не заметил.
В соцсетях говорят: за одну не горящую на автомобиле фару наказывают точно так же, как если бы не горели обе. Но лишь в том случае, если не работает левая фара. Если правая – отпускают с миром. Это правда или нет?
Выглядит неправдоподобно. В ПДД нет ничего похожего на то, что за левую не горящую фару наказывают больше, чем за правую. Хотя логика в этом есть. В темное время суток автомобиль с неработающей фарой должен безопасно разъезжаться со встречными авто. Если левая горит, водители встречных ТС могут по ней оценивать габарит приближающегося автомобиля. Если она не работает, могут возникнуть проблемы с разъездом.
Что есть в ПДД? Обратимся к Приложению к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации. В нем приведен перечень неисправностей и условия, при которых запрещается их эксплуатация. Методы проверки приведенных в списке параметров регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».
В первом абзаце пункта 3 «Внешние световые приборы» говорится, что эксплуатация ТС запрещена, если «количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства». А в пункте 3.3. не допускается движение автомобиля, у которого «не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели».
В пункте 2.3.1 ПДД РФ говорится, что «перед выездом водитель обязан проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. При возникновении в пути неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности».
Если водитель пренебрег своими обязанностями и продолжает ездить с не горящей фарой, ему грозит наказание в соответствии с частью 1 статьи 12.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ («Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена…»). В ней говорится, что «управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей».
Вывод
Во время движения на автомобиле должны гореть обе фары. В противном случае, автомобиль может быть остановлен сотрудником ГИБДД, а водитель оштрафован на 500 рублей. Или просто предупрежден.
«Гаишники» действительно очень редко останавливают машины с не горящей одной фарой. Почему так происходит? Потому, что автоинспектор знает, что водитель тоже знает свои права. Последний всегда может сказать, что перед поездкой все проверил – огни горели. Более того, именно он сейчас едет в магазин (или на СТО), чтобы поставить работающую лампочку. И в этом случае оштрафовать его не удастся. Даже на те паршивые 500 рублей.