Найти тему
ПРОЕКЦИЯ

Роли исполняли

По-настоящему неожиданной в рамках фотографической Триеннале стала выставка “Cast” (“В ролях”) американского дуэта Каллы Хенкель (Calla Henkel) и Макса Питегофф (Max Pitegoff).

Фотография: Calla Henkel & Max Pitegoff / Выставка [Shift] / Kunstverein in Hamburg, 2018.
Фотография: Calla Henkel & Max Pitegoff / Выставка [Shift] / Kunstverein in Hamburg, 2018.

Две детали, которые отличают эту выставку от остального фестиваля:

  •  Лаконичное экспозиционное решение – белые стены и фотографии в отличие от “кричащих” проектов, например, выставки [Enter].
  • Новаторство с помощью традиционных решений, и об этом – ниже.

Фотография: Calla Henkel & Max Pitegoff / Выставка [Shift] / Kunstverein in Hamburg, 2018.
Фотография: Calla Henkel & Max Pitegoff / Выставка [Shift] / Kunstverein in Hamburg, 2018.
Фотография: Calla Henkel & Max Pitegoff / Выставка [Shift] / Kunstverein in Hamburg, 2018.
Фотография: Calla Henkel & Max Pitegoff / Выставка [Shift] / Kunstverein in Hamburg, 2018.

В классическом чистом, белом боксе мы окружены стенами с портретами одинакового размера. Рядом стоят скамейки, на них – желтые брошюры с аннотацией от авторов.

Фотография: Calla Henkel & Max Pitegoff / Выставка [Shift] / Kunstverein in Hamburg, 2018.
Фотография: Calla Henkel & Max Pitegoff / Выставка [Shift] / Kunstverein in Hamburg, 2018.

Внимательно осмотрев выставку, мы замечаем, что заметная часть фотографий повторяется. На каждой стене разная комбинация по количеству и компоновке.

Фотография: Calla Henkel & Max Pitegoff / Выставка [Shift] / Kunstverein in Hamburg, 2018.
Фотография: Calla Henkel & Max Pitegoff / Выставка [Shift] / Kunstverein in Hamburg, 2018.

Чуть большую ясность вносит желтая книжка. Хенкель и Питегофф известны тем, что они не только работают с изображением, но и с действием, создав в Берлине пространство “New Theater”. Поэтому выставку стоит воспринимать в меньшей степени фотографической, но в большей – театральной.

К каждой стене и каждому расположению фотографий авторы подготовили комментарий. Каждый случай равен одному вопросу о портрете и портретируемом.

-6
-7

Каждый разворот озаглавлен:

  • Как группа;
  • Как сам по себе;
  • Как продукт;
  • Как персонаж;
  • Как архив;
  • Как узнавание;
  • Как образ;
  • Как работа;
  • Как актёр.

-8

Чем хороша работа Хенкель и Питегофф? Их выставка появляется в нужный момент, в нужном месте. Задаваясь вопросом: “Кто владеет образом?”, – авторы имеют в виду не только то, кому теперь принадлежит изображение (сети, боту, реальному человеку, злоумышленнику, анониму), но и намекают на то, что наша коммуникация приобретает театральный характер, где слово “образ” понимается скорее как артистическое упражнение.

В конце концов, когда мы читаем или пишем об искусстве, мы встречаем слово “перформативный”. Оно предупреждает нас о том, что с этого момента “совы не [уже] то, чем кажутся”. Когда перформатив и жизнь встречаются вместе, первым возникает представление близкое к театральному. А за ним следует наша попытка разобраться в ситуации – анализ. Выставка “Cast” – это игра, в которой зритель остаётся один на один с современным контекстом: миром, где коммуникация происходит через картинку, но доверять ей становится всё труднее.

Юрий Гудков

Где за нами следить?

Заходите на канал Проекции в Яндекс.Дзен, чтобы знать о всех выставках фестиваля и читать нарративы о самых интересных проектах художников.

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.