С приходом в цифровую среду искусственного интеллекта человек отдает на автоматизацию все больше и больше функций. Пришло время оценить силы машины в творчестве. Искусственный интеллект зарекомендовал себя музыкантом, художником, аналитиком и в скором времени может стать неплохим web-дизайнером. Как это развивалось? В данной статье вебмастер и web-дизайнер будет рассматриваться, как один специалист.
Годами ранее у вебмастера был непререкаемый авторитет
Когда сайты были еще не у всех организаций и решений в интернете было мало, любой разработчик оформления web-страницы мог почувствовать себя творцом. Он меньше интересовался потребностями заказчика и больше думал о самореализации как дизайнер. На вопросы почему макет такой можно было авторитетно сказать: "Сейчас так в интернете делают" или "Так еще никто не делал". На подобном обмене фразами обсуждения дизайна с заказчиком обычно заканчивались. Тогда создавались библиотеки web-мастера, а html-редакторы предлагали некоторые стандартные решения и не было никакой сложной автоматизации.
Появились первые специалисты юзабилити
Проанализировав много разных web-решений дизайнеры получали представление о том, что удобно посетителям, а что нет. На этом этапе стали появляться аналитические инструменты статистики: автоматизированные и полуавтоматизированые, делающие свои заключения или собирающие данные для аналитика. С "юзабилистами" можно было уже поспорить вооружившись результатами логических цепочек от различных статистических метрик. Правило в три клика, правило важного на главной странице, обратная связь и другие детали обсуждались дизайнерами с заказчиками.
Используя целевой таргетинг, вебмастеры могли делить аудиторию посетителей на различные группы и освоили метод A/B-тестирования (проверка эффективности разного оформления сайта, разного размещения информационных блоков в сходных целевых группах посетителей).
Теперь на вопрос "Почему так, а не иначе?" специалисты аргументированно отвечали данными тестирования. Автоматизация выбора оформления сайта уже заявляла о себе, но приоритеты решений имели дизайнеры. Они всё ещё лучше знали, что такое искусство представления информации в сети.
Появились алгоритмы предпочтений на основе Больших данных
Алгоритмические машины научились обрабатывать большие объемы неупорядоченных данных цифровых следов присутствия посетителей на различных ресурсах. С помощью нечеткой аналитики машины смогли классифицировать не только элементы сайтов и действия пользователей, но и стали угадать их ожидания, предпочтения и склонности.
Анализируя в разрешенном объеме историю посещений и другие параметры разных пользователей, машины стали забирать себе функции консультантов, экспертов юзабилити и стали специалистами по цветовым решениям, стилизациям web-страниц.
В настоящее время алгоритмы могут определять множество параметров дизайна сайта, которые оптимально подходят предпочтениям посетителя. С помощью искусственного интеллекта дизайнерская система может самостоятельно сверстать сайт в разных решениях и может самостоятельно определить эффективное место расположения элементов пользовательского интерфейса, проведя A/B-тестирование. Так интеллектуальная машина стала заниматься web-дизайном.
Работа сайта-хамелиона
Идея "дружественного дизайна" сайта уже существовала во времена появления первых кросс-платформенных решений. Разные дизайнерские варианты сайта подавали пользователям на разные браузеры с помощью скриптов или CSS-условий. Но сделать так, чтобы пользователь получил на сайте наиболее приятные своему взгляду кнопки, фоны и другие элементы дизайна стало возможно только при обработке Больших данных, которые как хвост кометы следуют за каждым сетевым профилем. В современных технологиях для каждого посетителя один и тот же сайт может выглядеть по-разному и знать какой вариант предлагается индивидуально каждому пользователю может только алгоритм оформления. Хорошо это или плохо?
Возможны правовые коллизии
Для игрового и развлекательного портала индивидуальный дизайн полезен. Персональные выдачи, индивидуальное оформление радует пользователей. Но если речь идет о фирменном стиле компании, узнаваемости бренда, консервативных традициях, нужно ли для сайта использовать "подвижный" оформительский шаблон? Ведь стиль компании создается специально оригинальным, броским и фиксируется в авторском праве.
Если представить, что, изучив предпочтения посетителя, алгоритм сайта-хамелиона станет копировать стиль сайта конкурента, посещенного посетителем ранее, то возможно нарушение прав - введение в заблуждение потребителя относительно марки производителя товаров или поставщика услуг.
В такой ситуации могут быть разработаны регулирующие ограничения. Например, установка алгоритму какого-нибудь коридора допустимых решений в рамках фирменного стиля компании или создание у алгоритма специального модуля запрета имитации брендовых решений сайтов.
Если осуществлять фиксирование таких правонарушений, то нужно учитывать, что при смене компьютера, в некоторых случаях, можно получить другое оформление сайта, алгоритм может не повторить ранее созданный дизайн. Возникает вопрос: Будут ли судебные иски, в которых реальная причина нарушений прав - имитация дизайна машиной? Согласно действующему законодательству ответчиком по такому иску будет владелец ресурса с "автоматическим правонарушителем".
При установке знака копирайта на сайте-хамелионе следует понимать, что право на оформление такого сайта может быть оспорено. Существуют компании, которые защищают отдельно оформление своего сайта, значит оно неизменно и тип сайтов-хамелионов не подходит для их представительства в Интернете.
Из всего вышесказанного следует, что регуляторы и ограничения "дружественного дизайна" нужны и со временем они будут реализованы практически.
Что же остается web-дизайнерам?
Возможен скорый уход от рутины, так называемых дизайнерских будней - "клёпки" стандартных решений. Любому алгоритму нужна помощь в разработке или разметке библиотек дизайнерских решений и общему стратегическому планированию - это безусловно человеческая задача. По-прежнему будет популярен ручной труд художников (просто по-человечески).
Некоторые ученые убеждены, что особенность человеческого разума состоит в создании машин подобных себе и поглощении, преобразовании результата их деятельности, а это значит, что человеческое творчество пока остается нужным.
14 июня 2018 года (редакция текста 14 июня 2020 года).
Автор: юрист Демешин Сергей Владимирович.
Пройдите опрос об интересных темах будущих публикаций (ссылка опроса в описании канала).