Сегодня свою статью я хочу посвятить теме, которая касается детей ,так называемых, отличников, хорошистов, которые, что называются "лезут из кожи" лишь бы быть хорошими для учителей, родителей. Эти дети привыкают буквально с пеленок, что нужно соответствовать порой чрезмерно завышенным ожиданиям взрослым. Они усваивают, что за хорошее поведение, хорошие оценки их всегда будут хвалить, их будут считать хорошими, а за плохие поступки и оценки будут считать плохими, они будут позором для матери, для семьи в целом. Такое поведение у них закрепляется, они начинают других также мерить на хороших и плохих, относясь также с непониманием и неприятием к детям, окружающим, которые склонны к совершению плохих поступков. Плохой поступок для них имеет равенство с плохим человеком. Воспитывают часто таких детей те родители, которые тоже также воспитывались в семьях, где родители старались никогда не показывать своих слабых мест перед детьми, своих промахов, ошибочно считая, что если они будут представать перед детьми только успешными, то будут иметь авторитет у своих детей.
Обычно первые звоночки такой проблемы как предъявления завышенных требований к ребенку можно наблюдать, когда ребенок, получающий всегда хорошие оценки, практически доходит до истерики, когда вдруг получит двойку в начальных классах. Причем учитель при этом ребенка вовсе не ругает, ребенок сам себя "истязает" наказывает за плохую оценку, в данном случае такой истерикой, слезами. Уговоры же учителя, что ничего страшного не произошло, ни к чему не приводят. Ребенок за каждый свой промах начинает внутренне себя истязать, мучить, порой даже начинаются психосоматические заболевания, т.к. ребенок неосознанно дает сигнал подсознанию, что он "заслужил" наказания. Когда же приглашаешь на беседу родителей таких детей, чаще мать, то понимаешь откуда что называется "дует ветер", мать сама ведет себя в разговоре крайне педантично, категорично, обвиняет образование, учителей, четко делит мир на черное и белое, чувствуются властные нотки в голосе. Все проблемы ребенка часто такие родители считают проблемой ребенка, ничего не желают менять в своем воспитании и такой ребенок растет с этим ужасным ощущением, что он хороший для матери будет только тогда, когда он будет делать так, как хочет его мать. Такие родители часто даже сами не осознают, что являются заложниками общественного мнения, им важно, чтобы о их ребенке говорили, как о способном, выдающемся, чтобы родители им гордились, внушают это своим детям. Безусловно, в какой - то мере такой подход в воспитании присутствует практически в каждой семье, но здесь мы говорим о крайних проявлениях такого подхода, когда ребенку ставится такая планка, с которой ему порой становится просто тяжело жить.
К сожалению, таких родителей становится все больше, многие уже с раннего возраста излишне занимаются развитием ребенка, хотят, чтобы их ребенок выглядел как можно умнее, талантливее, записывают детей порой в неимоверное количество кружков. В моей практике был такой случай, когда одна ученица, которая тоже плакала из-за плохих оценок, посещала очень много кружков, на которые она физически еле успевала, мать же не видела в этом ничего дурного.
Но этот случай мне почему - то очень ярко вспомнился, когда мы разбирали причины совершения суицида одной десятиклассницы, которая по словам школы была и умница, и участвовала везде и всюду, и после получения двойки совершила такое... Конечно, однозначно, сказать, что только это послужило причиной суицида нельзя, но и отрицать, что завышенные планки очень тяжелы для детей и могут в будущем стать причиной совершения такого страшного поступка, думаю не стоит. Этому мы также находим подтверждение, когда читаем в СМИ, что дети заканчивают жизнь самоубийством после ЕГЭ: не смог сдать ЕГЭ, ощущение провала невыносимо до такой степени, что даже жизнь становится не мила...
Призываю всех родителей, которые сейчас предъявляют завышенные требования к своим детям задуматься, стоят ли ваши завышенные требования здоровья, а порой и жизни ваших детей. И если уже сейчас ваш маленький ребенок "уливается" слезами из-за плохих отметок, необходимо срочно что - то менять в воспитании, может быть даже в своем собственном мировосприятии, создавать вокруг ребенка ощущение, что у вас и у него всегда есть право на ошибку и близкие всегда его поймут и могут все преодолеть.