Найти тему
Музыка и Жизнь

Чёрная Суббота бирмингемской четвёрки

Что получается когда вместе собираются два поклонника джаза (Тони Айомми и Билл Уорд), поклонник группы Cream (Гизер Батлер) и поклонник Битлз (Оззи Осборн). Как ни странно, результатом такого союза стала группа Black Sabbath, которая считается родоначальником самого мрачного направления хэви-метал под названием дум-метал. Определение, конечно, надуманное. Блэк Саббат просто создали стиль под себя, в котором и играли года примерно до 1975. Вот как это было

Произошёл тот редкий случай, когда в начале карьеры группа с условным названием Earth вдруг сочинила композицию, которая понравилась всем участникам группы. Название песне Black Sabbath придумал автор слов - Оззи Осборн. Это он дал басисту Гизеру Батлеру почитать книжку XVI века про чёрную магию и тому в кошмаре привиделся "чёрный человек", который заставил Батлера оцепенеть от ужаса (история умалчивает в каком состоянии был басист). На следующий день, примчавшись встрёпанный на репитицию, он выдал гитарный рифф, который независимо от него выдал вдруг гитарист Тони Айомми. Рифф этот строился на так называемом "дьявольском интервале" - тритоне или увеличенной кварте/уменьшенной квинте в теории музыки. Этот тритон всегда является сильным диссонансом и создаёт ощущение тревоги. После "ощущения тревоги" от риффов согруппников Осборн и написал текст, озаглавив его Блэк Саббат. Первая же композиция получилась настолько необычной и будоражащей, что музыканты тут же решили назвать свою группу Black Sabbath - и понеслось.

На мой взгляд, для понимания новаторских музыкальных идей группы интересен не второй альбом Paranoid, всем известный и ставший хитовым. А тот самый, первый, Black Sabbath. Именно на нём появилась и началась обкатка идей, сформировалось сразу и навсегда мировоззрение группы и их стремление к инфернальному впечатлению от своей музыки.

Первая композиция сразу же вводила слушателя в дьявольский тёмный мир. Глухие атональные риффы, сопровождаемые мощным басом, дискретный стук ударника, заколачивающего гроб и дребезжащий вокал Осборна с замогильным оттенком. Как вишенка на торте - шум грозы и колокола на заднем плане дополняют кладбищенское впечатление.

Следующая композиция Wizard - Волшебник - была написана в таком же угрожающим миноре с беспокойной манерой вокала Осборна и губной гармошкой, которая удивительным образом не расцветила мелодию пасторалью, а добавила скорби и тоски. Песня навеяна "Властелином Колец", которую читал Батлер в то время, а конкретно песня про Гэндальфа.

Самый ударный номер с альбома это композиция N.I.B. Трактовок расшифровки аббревиатуры существует много. Поскольку повествование в тексте ведётся от имени Люцифера, то делали предположения, что это Nativity in Black - Рождество в чёрном, или Name In Blood - кровавое имя. На деле же Осборн как-то раскололся, что группа "накурившись гашиша" смеялась над острой чёрной бородкой ударника Уорда и дала ему кличку Nib - чернильное перо, а точки поставила для конспирации

Перечисленные три композиции составили основу альбома, остальные были сопутствующими, как тематичная "Evil Woman" песня не Саббат, но группы Crow, перепетая ими - ничего особенного, обычный хард-рок.

Стоит обратить внимание, пожалуй, на последнюю десятиминутную "Warning". Вообще это блюз-рок. А группа, когда только-только собралась и хотела играть блюз-рок. Но идеи, рождённые первой же композицией настолько вдохновили участников, что даже на традиционном классическом блюз-роке лёг неизгладимый замогильный оттенок

Всего на альбоме получилось семь композиций, записали его за три дня (за восемь студийных часов!). Но напихали туда столько мелодий и идей, что в штатах песни нарезали, выделили из них отдельные фрагменты и проигрыши и выпустили их, как отдельные песни. В итоге в США вышел альбом с десятью композициями. А на переиздании Deluxe в 2016 году представлены аж 13 композиций - наверное имелась в виду "чёртова дюжина" - ну а как ещё быть с этими музыкальными чернокнижниками?

Собственно альбом вышел таким, что самим парням окончательно и бесповоротно стало понятно какую золотую жилу они открыли своей кладбищенской тематикой, воплощённой в ужасающе глухом миноре с экстра-мощными и тяжёлыми для той поры музыкальными ходами. Альбом хорош именно своей непредсказуемостью, патриархальной чертовщиной и совершенной раскрепощённостью в реализации. Этого уже не будет ни на Параноиде, ни на Том 4, не, тем более на работах 1973-76 годов, когда музыкантов потянуло в психоделику и к усложнению концепции.

А про Параноид, Железного человека и Детей из могилы я расскажу в других темах, может быть